Второй случай фиксации гравитационных волн

Коллаборация LIGO объявила 15 июня об еще одном случае обнаружения гравитационных волн от столкновения двух черных дыр.

15 июня 2016 года было объявлено о втором в истории случае обнаружения гравитационных волн от столкновения двух черных дыр. Ученые коллаборации LIGO представили еще одно доказательство предсказания Эйнштейна о гравитационных волнах на пресс-брифинге, который одновременно проходил в МГУ имени М.В. Ломоносова и Американском астрономическом обществе в Сан-Диего.

Волны были зарегистрированы обоими детекторами Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (LIGO — Laser Interferometric Gravitational-Wave Observatory), расположенными в Ливингстоне и в Хэнфорде в США, 26 декабря 2015 года.

«Второе детектирование гравитационных волн от сливающихся черных дыр детекторами LIGO очень важно. Фундамент для создания гравитационно-волновой астрономии становится крепче и надежнее», — сказал руководитель московской группы LIGO профессор физического факультета МГУ Валерий Митрофанов.

Как сообщили ученые, второй сигнал был порожден черными дырами с относительно небольшими массами, что гораздо лучше соответствует предсказаниям астрофизиков. «Теперь мы можем быть более уверены в том, что первое событие не было редчайшим исключением», — сказал Фарид Халили, профессор физического факультета МГУ.

Физики пришли к выводу, что обнаруженные гравитационные волны опять были порождены двумя черными дырами, имеющими массы в 14 и 8 раз больше массы Солнца, в последние доли секунды их слияния и в процессе образования одной, более массивной вращающейся черной дыры, масса которой в 21 раз превышает массу Солнца. Это событие произошло около 1,4 миллиарда лет назад, количество «выплеснутой» по ходу дела энергии было примерно эквивалентно одной солнечной массе, и она превратилось в гравитационные волны — которые и былы зафиксированы.

В отличие от сигнала, зарегистрированного при первом детектировании гравитационных волн, который был ясно виден на фоне шума, второй сигнал был слабее и не просматривался в шуме явно. Однако ученым удалось его «отфильтровать» с помощью специальной методики. То, что детектор в Ливингстоне записал событие на 1,1 миллисекунды раньше детектора в Хэнфорде, позволяет также дать грубую оценку расположения источника на небесной сфере.

Первое обнаружение гравитационных волн, о котором было объявлено 11 февраля 2016 года, явилось важной вехой в развитии физики. Оно подтвердило предсказание общей теории относительности Альберта Эйнштейна, сделанное в 1915 году, и ознаменовало начало новой области гравитационно-волновой астрономии.

advanced ligo гравитационные волны коллаборация ligo московский государственный университет