Ученые из США и Швеции изучили ДНК европейцев бронзового века и выяснили, что они много унаследовали от мужчин ямной культуры, которые массово мигрировали в Европу из южно-русских степей. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пишет Science.

Одними из предков нынешних европейцев были представители ямной культуры — кочевников, которые вторглись в Европу из южных Евразийских степей 5000-4800 лет назад. Они принесли с собой металлургию, новые технологии скотоводства и, возможно, протоиндоевропейский язык — таинственный прародитель четырех сотен ныне существующих индоевропейских языков. Ямники мигрировали массово в течение нескольких поколений и повлияли на половину генетической популяции европейцев.

Чтобы выяснить, почему миграция ямников имела такое большое влияние на европейских предков, ученые проанализировали генетические данные прошлых исследований археологических образцов. Они изучили различия в ДНК в останках 20 древних европейцев, которые жили сразу после миграции анатолийских фермеров (6000-4500 лет назад) и в 16 останках тех, кто жил сразу после вторжения ямников (3000-1000 лет назад). Ученые сфокусировались на различиях в соотношении ДНК, наследованного их Х-хромосомами по сравнению с 22 хромосомами, которые не определяют пол, так называемыми аутосомами. Это соотношение дало представление о пропорциях мужчин и женщин в наследственной популяции, потому что известно женщины несут две Х-хромосомы, а мужчины только одну.

Европейцы, жившие до ямной миграции, наследовали одинаковое количество ДНК от анатолийских фермеров, вторгшихся в Европу ранее, у них в Х-хромосомах и аутосомах, полагают авторы работы. Это означает, что в миграции анатолийских фермеров в Европу участвовали примерно одинаковое количество мужчин и женщин.

Когда же ученые взглянули на ДНК поздних европейцев бронзового века — наследников ямников, они увидели, что европейцы имели меньше ямного ДНК у их Х-хромосом, чем у других хромосом. Используя статистические методы, разработанные аспиранткой Ами Голдберг (Amy Goldberg) в лаборатории популяционной генетики Розенберга (Ноа Noah Rosenberg) в Стенфорде, ученые вычислили, что во время миграции ямных людей было примерно 10 мужчин на каждую женщину (в пропорции 5 к 14 мигрировавших мужчин на одну женщину). Пропорция даже более неравномерная, чем в большинстве мужских волн миграции испанских конкистадоров, которые приплывали морем в Америку в конце 1500 годов.

Некоторые ученые опасаются, что это соотношение неверное, потому что его трудно вычислить для древних популяций. Если же его принять, то одно из объяснений будет состоять в том, что ямники — то воины, вторгшиеся в Европу верхом на лошадях или на колесницах. Военные действия — не единственное объяснение. Возможно, ямники были более привлекательны как мужчины по сравнению с европейскими фермерами, потому что у них были лошади и новые технологии, такие как медные топоры, что давало очевидное преимущество, полагает Голдберг.

[Фотография: Захоронение носителя ямной культуры. XVodolazx/Wikimedia Commons]