Исследователи из Университета Британской Колумбии обнаружили, что вирусные частицы перемещаются на огромные расстояния по воздуху. При этом они находятся в самом близком к поверхности планеты слое атмосферы — тропосфере. В стратосферу, где проходят пути реактивных самолетов, они не поднимаются. Научная статья опубликована в The ISME Journal: Multidisciplinary Journal of Microbial Ecology.

Около 20 лет назад обнаружилось, что ряд вирусов из крайне далеких друг от друга точек планеты генетически очень схож. Четкого объяснения этому явлению не было. Однако канадские и американские ученые в новой работе показали, что, скорее всего, дело в том, что вирусные частицы легко поднимаются с поверхности Земли в атмосферу и переносятся на большие расстояния вместе с воздухом. Подобное происходит и с бактериями, хотя и в меньшей степени, так как они тяжелее.

Предположение подтвердилось экспериментально после получения данных с высотных станций анализа воздуха в горах Сьерра-Невады (Испания). Там на высоте 2,5 — 3 км датчики зафиксировали, что на каждом квадратном метре поверхности Земли оседает примерно 800 миллионов вирусов. Бактерий на ту же площадь попадало в десятки или даже сотни раз меньше.

Также ученые показали, что вирусные частицы чаще всего «путешествуют по воздуху» с самыми мелкими органическими частицами в составе аэрозолей, а бактерии — с более крупными. В таком виде они подобно водяному пару поднимаются с поверхности планеты (в том числе с водной глади), а осаждаются на нее вместе с дождями или пылью сахарского происхождения.

[Иллюстрация: NASA Visible Earth]