Женщина с дефектами зрения все еще может получать знания через тактильные ощущения

 

Милена Каннинг может видеть пары горячего кофе из чашки, но при этом саму чашку не видеть. Она может видеть движение из стороны в сторону «конского хвостика» своей дочери, но ее она не видит. Милена Каннинг слепа, однако же движущиеся объекты доступны ее восприятию. Ученые, изучающие ее состояние, говорят, что этот феномен смог бы помочь выявить секреты человеческого зрения в общем и целом.

Милене было 29, когда в последствие удара была разрушена вся ее затылочная область мозга- как раз та область мозга, отвечающая за зрение. Это травма привела к слепоте. Но однажды она увидела вспышку света от находящейся рядом с ней подарочной металлической коробочки. Доктора объяснили ей, что у нее была просто галлюцинация. «Тем не менее, «я подумала, что что-то произошло у меня в мозгу, позволившее мне увидеть вспышку», -говорит Милена. Она посещала разных докторов, пока не встретила Гордона Даттона, офтальмолога из Глазго, Шотландия.

Даттон знал о таинственном эффекте зрения еще раньше — в 1917 он прочитал работу невропатолога Джорджа Риддока, описывающего  солдат Первой мировой войны с мозговыми травмами. Чтобы помочь Милене усилить видение, основанное на движении, Даттон  предписал ей пользоваться креслом - качалкой. Милена Каннинг была одной из немногих пациентов, которым были поставлены диагнозы с «феноменом доктора Джорджа Риддока», заключающегося в способности воспринимать движения будучи слепым к другим зрительным стимулам. Джодай Калхам, невролог Западного Университета в Онтарио, и ее коллеги 10-лет проводили исследование о замечательном феномене зрении Каннинга и опубликовали результаты свой многолетней работы онлайн в мае в журнале «Нейропсихология». Команда подтвердила, что Милена была в состоянии обнаруживать движение и его направление. Она могла различать движущуюся в ее сторону руку, но она не могла разобраться повернуты ли большие пальцы вверх или вниз.  Она была способна ориентироваться среди и вокруг препятствий, протягивать руки и брать предметы, и даже поймать мячик, брошенный в нее.

МРТ головного мозга Каниннги выявила полость размером с  яблоко в том месте, где должен был участок, отвечающий за зрение. Но очаг поражения, судя по всему, перекрыл область коры головного мозга, отвечающей за процессы движения, а именно, средне-височную (МТ) визуальную зону.  «Все активное восприятие Милены должно осуществляться в неповрежденном участке МТ»- говорит Беатрис де Джелдер, невролог Университета Маастрихта в Нидерландах, которая участвовала в исследовании.

Следующая загадка состоит в том, чтобы понять,  как информация от глаз достигает МТ,  не проходя через визуальную кору головного мозга.

«Я представляю главный первичный зрительный канал в виде шоссе. В случае с Миленой, шоссе зашло в тупик, но ведь есть еще и объездные пути, как например проселочные дороги, которые и достигают МТ»- говорит Калхам. «Получается, что в случае Милены был задействован один из таких обходных маршрутов, но мы еще не уверены, который из них». 

«Эти обходные тропы, вероятно, существуют для всех наших умственных способностей в виде рудиментой древней зрительной системы, развивавшейся для обнаружения приближающиеся угрозы даже если на первый взгляд угрозы вроде бы и не было»- говорит Калхам.

Милена Каниннгем очень заинтересована в продолжении исследования.

«Если я смогу помочь ученым понять мозг лучше»- говорит она - «я тоже бы поняла, почему я вижу то, что я вижу.»

 

Автор: Бахар Гхолипоу

Перевод: Энигма Л.Н.

источник Журнал Саентифик Американ №10 2018, стр 14.