Рекордно холодные температуры в стратосфере над Арктикой могут стать причиной сильного разрушения озонового слоя в ближайшие месяцы, пишет Science, ссылаясь на экспертов и данные спутника NASA AURA.

По словам Маркуса Рекса (Markus Rex), атмосферного химика из Института Альфреда Вегенера (Германия), эта зима необычная, и на следующей неделе может быть разрушено 25% озонового слоя в атмосфере Арктики. Дело в том, что в это время года стратосфера начинает теплеть, при этом исчезнет сильный циклон, который держит холодный воздух. Но если сильный циклон продержится еще месяц, пока в Арктику не вернется полярный день, то потери озона будут большие, полагает Рекс. Сейчас в Арктике сложились такие условия, что может быть побит рекорд потери стратосферного озона в 2011 году.

В этом году в атмосфере Арктике особенно холодно, что способствует конденсации азотной кислоты, в основном из природных источников, и формированию особых иридизирующих (радужных) облаков. Эти облака зафиксированы над всеми северными широтами этой зимой. Они опасны тем, что служат катализаторами реакции, когда мобилизуется хлор и в присутствии солнечного света разрушает озон.

В этом году инструмент, установленный на спутнике NASA AURA, зафиксировал рекордно низкие количества инертных форм хлора и, наоборот, рост количества активных форм хлора. Об этом Science сообщила Глория Манни (Gloria Manney), исследовательница из Северо-Западной исследовательской ассоциации в Сокорро (США). Сейчас для реакции разрушения озона есть все условия, не хватает только солнечного света. Синоптики прогнозируют некоторое потепление на этой неделе, но вероятно, считает Манни, его будет недостаточно, чтобы сдержать разрушение озона.

Деградация озонового слоя может быть опасной для людей, живущих в северных широтах. Они не привыкли, начиная с марта, использовать солнцезащитные средства. Значит, людей нужно заранее предупредить об опасности и рассказать, как себя вести, считает Рекс.

Напротив, Росс Салавич (Ross Salawitch) из Университета Мэриленд (США) считает, что сенсацию из этого делать не стоит. Худший сценарий, по его мнению, состоит в том, что люди на севере получат такую же порцию солнечного излучения, что и люди на широте Сан-Диего. Для Салавича более серьезный вопрос заключается в роли изменения климата в этом процессе.

Стратосферный озон защищает землю от солнечного ультрафиолетового излучения. В 1980-х годах ученые заметили, что хлор-содержащие вещества в хладагентах разрушают озон, что приводит к озоновым дырам, особенно на полюсах планеты. Монреальский протокол 1989 года способствовал замене этих веществ на инертные к озону, но к тому моменту в атмосфере накопилось достаточно много разрушающих озон веществ, и они продолжают свое опасное действие и в этом веке. Так, каждый год большая озоновая дыра образуется над Антарктидой, потому что там холоднее, а полярные циклоны сильнее, чем в Арктике. (Подробнее об этом см. в статье «Почему озоновая дыра над Арктикой значительно меньше, чем над Антарктидой?».)