Это потенциально хорошие новости для космического корабля, которому поручено захватить кусок Бенну 20 октября и вернуть его на Землю в 2023 году, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science and Science Advances.

Если камни рассыпчатые, это может снизить риск повреждения оборудования космического корабля. В то же время такой вид камня также может быть слишком хрупким, чтобы пережить путешествие через атмосферу Земли без сгорания. Так или иначе ученые могут быть близки к тому, чтобы заполучить невиданный ранее вид космического камня.

Данные, полученные с Земли до запуска OSIRIS-REx, предполагали, что поверхность Бенну будет песчаной. Поэтому было шоком обнаружить неровный ландшафт, усыпанный валунами, когда космический корабль прибыл в 2018 году.

«Мы были убеждены, что Бенну был гладким объектом, - говорит Даниэлла Делла Джустина - планетолог из Университета Аризоны в Тусоне и член команды OSIRIS-REx. - Как все видели по первым фотографиям, это оказалось не так».

Команда нашла относительно чистый кратер по прозвищу Соловей, из которого можно было извлечь образец космического камня. Тем не менее сохраняется опасение, что валуны могут представлять угрозу безопасности для системы отбора проб, которая была разработана для работы с галькой размером всего несколько сантиметров.

С конца апреля по начало июня 2019 года планетолог Бен Розитис из Открытого университета в Милтон-Кейнсе (Англия) и его коллеги составили карту того, как валуны Бенну сохраняют тепло, что является ключом к структуре скал. Более плотные материалы удерживают тепло лучше, чем мелкозернистые, например, песчаный пляж быстро охлаждается после захода солнца, но отдельные большие камни остаются теплыми.

Судя по картам поверхности Бенну - и картам других свойств поверхности, описанным в серии статей, опубликованных 8 октября, - валуны Бенну бывают двух видов: более темные породы - более слабые и более пористые - и более светлые - более плотные, прочные и менее пористые. Даже более плотные породы гораздо более пористые и хрупкие, чем метеориты с аналогичных астероидов, которые были обнаружены на Земле. Наименее плотные метеориты пористы примерно на 15%; Розитис и его коллеги обнаружили, что пористость пород Бенну составляет от 30 до 50 процентов.

«Это захватывающе, - говорит Делла Джустина, соавтор новых статей. - Космический корабль и его инструменты могут «натолкнуться на некоторые валуны в месте отбора проб, которые в противном случае было бы трудно проглотить; но если они будут пористыми и слабыми, то они могут просто сломаться», что облегчит их сбор.

Более легкие и плотные породы также, кажется, пронизаны прожилками карбоната, что свидетельствует о том, что в какой-то момент по ним двигалась проточная вода. НАСА выбрало Бенну в качестве астероида для посещения отчасти потому, что он напоминает углеродистые хондритовые метеориты, которые, по мнению ученых, являются капсулами времени ранней Солнечной системы. Подобные космические камни могли доставить на Землю воду и органические материалы миллиарды лет назад.

Но более пористые породы Бенну, похоже, не похожи ни на что в нынешнем ассортименте ученых метеоритов, говорит Розитис. «Это одна из замечательных особенностей OSIRIS-REx - вполне вероятно, что он подберет новый материал, которого нет в нашей коллекции метеоритов», - говорит он.

Это правдоподобно, - говорит ученый-метеоролог Билл Кук из Центра космических полетов им. Маршалла НАСА в Хантсвилле, штат Алабама. Наблюдения за метеоритами показали, что космические породы и пыль с низкой плотностью горят в атмосфере Земли сильнее, чем породы с более высокой плотностью.

«Старая общепринятая точка зрения заключалась в том, что вещество с низкой плотностью происходило от комет, а вещество с высокой плотностью - от астероидов», - говорит он. Но недавние наблюдения показывают, что некоторые породы с низкой плотностью происходят от астероидов. «Так что очень вероятно, что материал с низкой плотностью от Бенну... унесется выше в атмосферу и вообще не сможет создавать метеориты», - добавил Билл Кук.

Если Бенну представляет собой недостающий элемент в нашем понимании истории Солнечной системы, изучение этого материала в лабораториях на Земле «поможет нам заполнить дополнительный кусок головоломки», - говорит Розитис.

[Фото: sciencenews.org]