Магистрант Политехнического института Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Никита Максимов разработал дифференциальный электропривод буровой лебедки, который необходим для подъема и опускания бурильных труб и отличается бесступенчатым изменением крутящих моментов (силы, с которой вращается коленчатый вал) и скоростями вращения выходных валов.
Технологии добычи углеводородного сырья постоянно меняются, соответственно нуждаясь в модернизации. Например, растущая глубина буровых скважин требует наличия оборудования соответствующего уровня, в частности приводных электрических двигателей.
Одним из выходов является увеличение мощности таких двигателей, но оно, как показывает практика, не дает нужного эффекта, зато приводит к увеличению массы, большим энергетическим потерям и росту сложности монтажа.
Чтобы решить эту проблему, магистрант Политехнического института ЮУрГУ Никита Максимов предложил увеличить производительность привода буровой лебедки.
«Инновационность заключается в использовании дифференциального электропривода на базе синхронной реактивной машины с независимым управлением по каналу возбуждения. Данный вид электропривода имеет высокую перегрузочную способность, надежность ввиду наличия многофазной обмотки, а также обеспечения упрощенного переключения привода с «высокомоментного» на «высокоскоростной» режим работы», – сообщил Никита Максимов.
По его словам, при использовании такого электропривода, масса двигателя и сложность монтажа не увеличатся, а энергоэффективность добычи углеродного сырья, наоборот, вырастет.
В перспективе, ученые собираются создать программу ЭВМ для системы управления буровой лебедкой на базе синхронной реактивной машины с независимым управлением по каналу возбуждения и составить математическую модель работы всего механизма в целом.