Фото из архива Пресс-центра IV Конгресса "Инновационная практика: наука + бизнес"

12 декабря в рамках IV конгресса «Инновационная практика: наука + бизнес» прошел круглый стол «Глобальные универсальные ценности, их интерпретации и восприятие в различных культурах и цивилизациях». Он собрал представителей разных сфер деятельности и разных областей науки: политиков, экономистов, филологов, психологов, социологов. Вместе они попытались разобраться в понятии «глобальные универсальные ценности» и составили свой «топ-лист» важных, неотъемлемых ценностных ориентиров. 

От слов – к смыслам

- Скажу вам честно, если бы я точно знал, что такое глобальные универсальные ценности, меня бы тут сегодня, наверное, не было. Мне было бы все понятно, - начинает дискуссию Павел Цыганков, профессор кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ.

Как бы часто ни обращались в обычной жизни, в СМИ, в науке к этой непростой категории, еще остаются некоторые расхождения в ее понимании. Мы знаем об индивидуальных ценностях человека, о базовых ценностях, о ценностях народа, а глобальные – для кого они? Можно ли говорить о них, учитывая особенности менталитета каждого народа, характера каждой культуры? И когда эти ценности становятся универсальными? Когда человечество сталкивается с одинаковыми, общими для всех угрозами? На все эти вопросы можно ответить с помощью диалога, уверен профессор Цыганков. Тогда получится приблизиться к идеалу, который поможет сгладить недопонимания – в том числе и на международном уровне.

Этого идеала пытаются достичь на факультете глобальных процессов Московского университета, где идет работа над большим проектом, посвященным изучению ценностей и их интерпретации. Поиском смыслов занимаются как преподаватели, так и студенты. Уже есть результаты: например, получилось определить критерии глобальности: общепланетарный характер, актуальность для любой цивилизации или любой самобытной культуры. Кроме того, глобальными могут считаться те ценности, которые разделяет все международное сообщество, и, наконец, те, искажение которых может привести к серьезным и даже необратимым последствиям для всех людей. 

- А вот в понятии «универсальные ценности» мы увидели некий парадокс, - рассказывает Ольга Леонова, профессор кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ. –  С одной стороны, такие ценности, как мир, свобода, счастье, жизнь – универсальны, они существуют везде и возникли не по воле людей. Но с точки зрения их интерпретации в разных культурах они – уникальны.

Уникальной получилась и система ценностей, которую сформировали участники круглого стола во время сессии: некоторые из них называли сразу несколько человек, с некоторыми могли согласиться не все. 

Доверие, солидарность, свобода

Эти слова первыми появились на доске – об этих ценностях пошла речь с самого начала, о них же вспоминали позже. Причем даже в небольшой группе одни и те же понятия понимались по-разному. Так, о свободе говорили не только как о духовной ценности, но и как о практической.

Такой подход сложился у Михаила Осадчего, проректора по науке государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. Этот вуз активно делится опытом в образовании с зарубежными странами, создает проекты, чтобы помочь тем, кто хочет учить русский язык, работать в России, кто интересуется русской культурой. И для того, чтобы их хорошо приняли за рубежом, чтобы не возникло «стены» недопонимания, организаторы составили свой «check-list» ценностей, которыми они должны руководствоваться, запуская очередной проект.  Среди них – свобода, и прежде всего свобода выбора: выходя на зарубежный рынок, руководители проектов не ограничивают в своих предпочтениях ни себя, ни своих партнеров.

Если в вопросах образования с иностранными коллегами можно легко прийти к общему знаменателю, то во внешней политике вывести его бывает очень сложно – и это может привести к конфликтам. На ценностях, на их понимании могут вести политические игры, навязывать свою систему, пытаться изменить другую.

- Наша позиция очень простая, – отмечает Алексей Дробинин, заместитель директора департамента внешнеполитического планирования МИД. – Весь исторический опыт нашей страны говорит о том, что не нужно никому ничего навязывать своего. Мы должны с уважением относиться к традициям, к культурным традициям других цивилизаций. И справиться с вызовами мы способны только солидарными усилиями.

Взаимодействие, развитие, прогресс

Рядом с солидарностью появляется и слово «взаимодействие». Эту ценность, наряду с развитием, называет одной из главных Наталия Иващенко, заведующая кафедрой экономики инноваций экономического факультета МГУ. По ее словам, сегодня от конкуренции мы переходим к сотрудничеству. И речь идет не только о коммерческом сотрудничестве компаний, но и о взаимодействии науки и бизнеса. Как грамотно вести свое дело – об этом можно узнать не только методом проб и ошибок, выпустившись из вуза, но и освоить в стенах университета: на экономическом факультете МГУ бизнес уже введен в образовательную программу. Такой подход позволяет подготовить студентов к будущей профессии, помочь им ориентироваться в новых цифровых технологиях и быстро адаптироваться к изменениям.

При этом включиться в процесс изменений не так просто. Особенно в той культуре, где парадоксальным образом спокойно уживаются такие ценности, как прогресс – с одной стороны, и традиция – с другой. Либо в той среде, где значительно превалирует ценность конформизма, сохранения, безопасности.

- Например, в культурах Северного Кавказа ценности новизны нет никакой, - делится наблюдениями Надежда Лебедева, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «ВШЭ». – Ценности риска тоже очень «закамуфлированы». И это соотносится с восточным пониманием инноваций как интерпретации существующей традиции.

Реальная жизнь

Обсуждение закольцевалось. Пытались вывести некоторую единую систему универсальных ценностей – и все же пришлось считаться с реальной жизнью. Ценности одной культуры отличаются от ценностей другой, ценностные ориентиры 15-летнего подростка не похожи на ориентиры 30-летнего зрелого человека – и потому сложно говорить об универсализме. Есть еще один важный момент, который требует большого внимания.

Как показало исследование под руководством Андрея Подольского, руководителя департамента развития человеческого ресурса «Иннопрактики», профессора факультета психологии МГУ, у одной возрастной группы складывается единая картина ценностей. Независимо от социального положения, образования и места жительства. Казалось бы, можно говорить об универсальных ценностей определенной группы, но есть существенное отличие.

- Нынешних ребят  отличает очень серьезная проблема в понимании того, как реализовывать эти ценности, – поясняет исследователь. – Как понять себя, кем я должен быть, как реализовать себя в жизни – эти вопросы остаются проблемными.

Приблизиться к их решению так или иначе помогают дискуссии, обсуждения, обмен опытом – в том числе и в таком формате, как прошедший круглый стол.

- Думаю, что пока ни у кого еще не сложилось целостной картины о том, что такое глобальные универсальные ценности, - подытожила работу сессии Наталья Попова, первый заместитель гендиректора «Иннопрактики». – Но хорошо, что мы идем к этому, обсуждаем, что ведутся научные работы. И, возможно, не будет четкого понимания, не будет единого понятийного аппарата: в силу разных языков, менталитетов. Но при этом, если мы будем понимать ценности не только через слова, но и через культуру, эмоциональный посыл, то, возможно, путь к пониманию универсальных ценностей будет короче. 

Название изображения

[ФОТО: Татьяна Матвеева]