Команда перуанских и американских ученых обнаружила в Перу окаменелый зуб самой маленькой ископаемой обезьяны из когда-либо найденных. Возраст останков оценивается в 18 миллионов лет. Находка помогает преодолеть разрыв в 15 миллионов лет в истории окаменелостей обезьян Нового Света, сообщается на сайте Университета Дьюка (США). Результаты работы опубликованы в Journal of Human Evolution.

Зуб был обнаружен среди сотен окаменелых останков грызунов, летучих мышей и других животных на открытом берегу реки вдоль Рио-Альто-Мадре-де-Диос (река Божьей Матери) в юго-восточной части Перу. Он принадлежит неизвестному ранее виду крошечной обезьяны. Новый вид получил название Parvimico materdei, или «крошечная обезьяна с реки Божией Матери» (в честь места, где была найден зуб). Обезьянка была размером примерно с карликовую игрунку (Cebuella pygmaea), которая считается одним из наименьших представителей приматов: величина тела игрунки достигает всего 11-15 сантиметров. Но, скорее всего, и карликовая игрунка крупнее своего древнего предка.

Палеонтологи могут многое сказать по зубам обезьяны, особенно по коренным зубам. Изучив форму и размер найденного зуба, ученые предположили, что животное питалось фруктами с большой энергетической ценностью и насекомыми и весило чуть больше 200 граммов.

Считается, что обезьяны прибыли в Южную Америку из Африки около 40 миллионов лет назад. С того момента в Новом Свете появилось более 150 видов, которые известны сегодня. Большинство из них обитают в тропических лесах Амазонки. И все же, как именно происходил этот процесс остается загадкой, во многом из-за пробела в записях окаменелостей обезьян в период между 13 и 31 миллионами лет назад. Parvimico materdei помогает частично заполнить этот пробел. Обезьяны этого вида обитали на Земле 17–19 миллионов лет назад.

[Фото: 3D scan by Duke SMIF]