0 комментариев 847

В Африке найдены окаменелости растений возрастом 400 миллионов лет

Исследователи из Бельгии и Южная Африки обнаружили древнейшие ископаемые растений, которые относятся к периоду нижнего девона, когда зеленые растения только начали заселять земли континентов.

Исследователи из Льежского университета (Бельгия), Королевского бельгийского института естественных наук и Музея Нью-Олбани (Южная Африка) обнаружили в Южной Африке древнейшие ископаемые растений, которые относятся к периоду нижнего девона, когда зеленые растения только начали заселять земли континентов, сообщает пресс-служба Льежского университета. Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Озеленение континентов, несомненно, один из важнейших процессов, которым подверглась наша планета. На протяжении большей части истории Земли на континентах отсутствовала макроскопическая жизнь, но с ордовикского периода (480 миллионов лет назад) зеленые водоросли постепенно адаптировались к жизни за пределами водной среды. Завоевание земли растениями проходило очень долго: растения постепенно приобретали способность стоять, дышать воздухом и рассеивать свои споры. Окаменелости растений, которые документируют эти ключевые переходы, встречаются ученым очень редко.

В новом исследовании палеоботаники описывают не менее 15 древнейших ископаемых видов растений, три из которых являются новыми для науки. Эта флора также особенно интересна из-за количества полных образцов, которые были обнаружены, отмечают авторы работы. Растения – небольшие, самые крупные экземпляры не превышают 10 сантиметров в высоту. Они состоят из осей, которые делятся на два или три раза и заканчиваются репродуктивными структурами – спорангиями.

Ископаемая флора позволяет представить, каким мог быть мир, когда самые большие растения были не выше нашей лодыжки, и почти ни одно животное еще не могло выйти из водной среды. Это дает нам лучшее понимание того, как наша Земля превратилась из «красной скалы», лишенной жизни, в зеленую планету, которую мы знаем сегодня. Найденные растения, какими бы простыми они ни были, первыми создали среду, в которой жили первые наземные животные – членистоногие. Они составляют основу долгой истории жизни на Земле, которая продолжается сегодня от густых тропических лесов до засушливой тундры на севере.

[Фото: UNIVERISTÉ DE LIÈGE]