Ученые определили ключевой энхансер гена Sox9, критически важный для развития мужского пола, и продемонстрировали, что удаление этой некодирующей ДНК приводит к реверсии пола у мышей, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Science.

Научное исследование было проведено лабораториями покойной Даниэль Маатук - докторанта, доцента акушерства и гинекологии в Школе медицины Университета Северного университета им. Фейнберга - и Робина Ловелл-Баджа - доктора философии Института Фрэнсиса Крика в Лондоне.

Исследования Маатук были сосредоточены на определении пола - процессе, в течение которого эмбрионы развивают либо яички, либо яичники. Ее лаборатория была сосредоточена на изучении того, как некодирующие части ДНК регулируют экспрессию генов и влияют на этот процесс.

Ген Sox9 имеет решающее значение для мужской дифференциации и правильного формирования яичек. Если Sox9 мутировал или неправильно выражен, индивидуум, который является хромосомным самцом (XY), может развить яичники вместо яичек.

Ранее было известно, что некоторые пациенты с проблемами в половом развитии имеют мутации в своем геноме вблизи гена Sox9, которые изменяют его экспрессию и приводят к реверсии пола. Но причины этого были непонятны.

В текущем исследовании ученые определили энхансер (небольшую область ДНК, которая может стимулировать транскрипцию гена), необходимый для регулирования экспрессии гена Sox9. Когда ученые удалили энхансер в мышиных моделях, они обнаружили, что экспрессия Sox9 уменьшилась настолько, чтобы вызвать изменение пола; мышиные эмбрионы, которые были хромосомно-мужскими (XY), развивались как фенотипически нормальные самки с яичниками, неотличимыми от самок (XX).

Результаты могут помочь улучшить генетическую диагностику пациентов с нарушениями полового развития - в настоящее время только около 20 процентов таких пациентов получают генетический диагноз.

«Мы считаем, что многие пациенты, которым не был поставлен диагноз, имеют мутации в регуляторных регионах, такие как те, которые мы идентифицировали вблизи Sox9 и которые обычно не исследуются генетическим тестированием, - сказала соавтор исследования, аспирант Изабелла Саламон. - Часто гены, важные для определения пола, также имеют решающее значение для других процессов развития, а мутация в одном гене или его регуляторном регионе может влиять на здоровье пациента разными путями. Когда мы начнем понимать генетические основы этих расстройств, мы сможем сделать более эффективным наш уход за такими пациентами».

Теперь команда исследует другие энхансеры, участвующие в регуляции Sox9 и других определяющих пол генов, и надеется также понять, как экспрессия Sox9 репрессируется у женщин, приводя к развитию яичников.

[Фото: news.rambler.ru]