0 комментариев 625

Учёные выяснили, как климат воздействует на фенологические изменения на континенте

Международный коллектив исследователей выяснил, как природные экосистемы реагируют на пространственные и сезонные изменения температуры

Сотрудница кафедры географии почв факультета почвоведения МГУ Анна Буйволова в составе международного коллектива исследователей собрала массив данных «Летописи природы» для международного проекта, позволившего понять, как природные экосистемы реагируют на пространственные и сезонные изменения температуры. Статья «Фенологические сдвиги абиотических событий, продуцентов и консументов на континенте» опубликована 28 января в журнале Nature Climate Change.

Изменение климата меняет структуру биоразнообразия во всем мире. Изучение фенологических изменений помогло ученым понять, как именно это происходит. С помощью 70,709 наблюдений и данных о 110 фенологических биотических и абиотических событиях международная группа исследователей охарактеризовала, как различные компоненты экосистемы изменили свою фенологию за последние несколько десятилетий изменения климата, какие экологические градиенты могут объяснить вариации в большом пространственном масштабе и могут ли события, происходящие в разные периоды сезона или для разных таксонов, идти в ногу друг с другом.

Ученые выяснили, что зональное время наступления абиотических явлений (таяние снежного покрова или образование льда на водоеме) имеет больший фенологический сдвиг, чем биотические явления (первое появление грибов, начало цветения у определенного вида растения, конец листопада для древесной породы). То есть биотические реакции не поспевают за изменениями климатических условий. Несоответствие между скоростью изменения климата и фактическими сезонными сдвигами может помочь выявить проблемные регионы, например, где изменение фенологии отстает от температурных ниш.

"Локальные фенологические сдвиги с течением времени могут накладываться на изменения, вызванные экологическим градиентом, средней температуры, фотопериодом и широтой и происходить из-за пространственной вариации дополнительных факторов. То есть с течением времени виды реагируют на множество климатических факторов, и влияние климата на фенологию может еще больше варьироваться в зависимости от урбанизации, среды обитания и количества осадков", - объяснила сотрудница кафедры географии почв МГУ Анна Буйволова.

Кроме того, скорость изменения пространства и времени различна между взаимодействующими трофическими уровнями. Совокупность происходящих изменений может привести к потере целостности и, как следствие, устойчивости экосистем. Таким образом, ученые выразили озабоченность по поводу целостности природных экосистем и подчеркнули сложность прогнозирования последствий изменения климата.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ имени М.В. Ломоносова