Ученые заметили сложные молекулярные переговоры, которые помогают сохранить и плод, и маму до тех пор, пока ребенок не будет рожден, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Nature.

Одним из самых непонятных аспектов беременности было то, почему иммунная система матери не разрушает развивающийся плод, учитывая, что это очень похоже на вторгшийся микроб – абсолютно чужеродный материал. Теперь исследователи зафиксировали сложный механизм.

«Сложность ошеломляет, - говорит Сумати Раджагопалан, иммунолог Национального института аллергии и инфекционных болезней в Бетесде (штат Мэриленд), которая не участвовал в работе. По ее словам, понимание этого процесса может в конечном итоге помочь предотвращать выкидыши и другие осложнения беременности.

Эти осложнения часто берут начало из самых ранних дней беременности, когда эмбрион начинает двигаться в децидуальной оболочке – слизистой оболочке матки. «Взаимодействие матери и плода не совсем понятно, но оно имеет решающее значение для успешной беременности», - говорит Сара Тейхманн, вычислительный биолог из Института Wellcome Sanger в Кембридже, США.

Сара и ее коллеги решили изучить активность генов отдельных клеток матери и плода в этот период. Они изучили 70 000 лейкоцитов и клеток из плацентарных и децидуальных тканей женщин, которые прекратили беременность между 6 неделями и 14 неделями беременности. Используя одноклеточную транскриптомическую технологию, они оценивали активность генов каждой клетки, получая информацию о содержании белков и определяли, что представляет из себя каждая клетка.

Исследователи идентифицировали 35 типов клеток, среди которых были как новые, так и уже известные, в том числе различные эмбриональные клетки, которые вторгаются в ткань матери и помогают инициировать образование кровеносных сосудов между матерью и плодом. Исследователи также обнаружили несколько видов иммунных клеток, включая несколько типов так называемых естественных киллерных клеток, которые обычно уничтожают инфицированные и опухолевые клетки. Затем они анализировали существующие базы данных взаимодействия белков, чтобы определить, какие из этих клеток взаимодействуют друг с другом на основе белковых связей.

Вторгающиеся эмбриональные клетки стимулировали материнские клетки на создание некоторых иммунных клеток, которые обусловливают иммунные реакции. Исследователи также поняли, что по крайней мере некоторые из естественных клеток-киллеров матери были миротворцами, а не воинами, предотвращая нападение других иммунных клеток на плод и производя химические вещества, которые способствовали развитию плода и кровеносных сосудов. Эти естественные клетки-киллеры контролируются, в частности, некоторыми клетками в децидуальной оболочке, которые называются стромальными клетками. «Теперь мы можем в деталях увидеть, как они общаются друг с другом, - говорит Тейхман. - Наши результаты также показывают несколько уровней регулирования иммунитета, которые ранее не оценивались».

Раджагопалан говорит, что предстоит понять еще много аспектов взаимодействий. С этой целью группа Тейхман создала онлайн-базу данных, чтобы другие исследователи имели к ним доступ и могли продолжить изучение.

[Фото: sciencemag.org]