Ученые проследили эволюцию вегетарианского питания вымершего пещерного медведя

Исследователи проследили эволюцию пещерного медведя до того, как он стал вегетарианцем, - пишет eurekalert.org.

В период позднего плейстоцена (от 125 000 до 12 000 лет назад) в Европе существовали два вида медведей: всеядный бурый медведь (Ursus arctos) и в большинстве своем вымерший вегетарианский пещерный медведь (Ursus spelaeus).

До сих пор ученым было очень мало известно о том, как пещерный медведь стал вегетарианцем, поскольку ископаемых останков его прямого предка - медведя Денингера (Ursus deningeri) – обнаружено крайне мало.

Новая статья проливает свет на этот интересный вопрос. Исследовательская группа, имеющая в составе ученых из Германии и Испании, обнаружила, что медведь Денингера, вероятно, питался также, как его потомок - классический пещерный медведь, поскольку новый анализ морфологии его черепа, нижней челюсти и зубов указывает на широкое употребление растительной пищи.

Исследователи применили микро-КТ сканирование для рассмотрения окаменелостей и в цифровой форме удалили отложения. Используя сложный статистический метод, называемый геометрической морфометрией, исследователи сравнили трехмерную форму нижней челюсти и черепа медведя Денингера, классического пещерного и современного медведя.

«Анализ показал, что формы нижней челюсти и черепа у медведя Денингера и классического пещерного медведя очень похожи», - объясняет Аннеке ван Хетерен - ведущий автор исследования и руководитель секции маммалогии в Баварской государственной зоологической коллекции. Это означает, что и тип питания у них был схожим с преобладанием растительной пищи.

«Продолжается дискуссия о том, насколько классический пещерный медведь был вегетарианцем. И новая информация о рационе его прямого предка очень важна, потому что она показывает, что дифференциация между рационом питания пещерных и бурых медведей существовала 500 тысяч лет назад и, вероятно, даже раньше», - говорит Микель Арлеги - докторант в университетах Страны Басков и Бордо и соавтор исследования.

Интересно, что исследователи также обнаружили различия в форме между медведями Денингера, обитающими на Пиренейском полуострове, и медведями из других стран Европы, и это вряд ли связано с диетой.

Ученые нашли три возможности объяснить эти различия: 1) пиренейские медведи хронологически моложе остальных, 2) Пиренеи, действуя как естественный барьер, привели к некоторой генетической дифференциации между иберийскими (пиренейскими) медведями и медведями остальных стран Европы, 3) было несколько родословных, из которых одна линия вела к классическому пещерному медведю, либо каждая линия вела к отдельной группе пещерных медведей.

«Тем не менее, для проверки этих трех гипотез необходимо изучить больше ископаемых останков», - сказал Асиер Гомес-Оливенсия, исследователь Ikerbasque из Университета Страны Басков.

иберийский медведь медведь-вегетарианец пещерный медведь эволюция