Исследователи из Мюнхена и Тюбингена разработали систему камер, которая отображает естественную среду обитания мышей – так, как ее видят сами грызуны. Новость появилась на сайте Университета Людвига-Максимилиана. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

У мышей дихроматическое зрение. Другими словами, мыши воспринимают цвет с помощью двух цветовых каналов (человек, к примеру, трихромат). У грызунов в сетчатке есть два типа колбочек – фоторецепторов, отвечающие за цветовое зрение, – которые обнаруживают электромагнитное излучение в зеленой и ультрафиолетовой областях спектра, на длинах волн 510 нанометров (нм) и 350 нм, соответственно. «Мы хотели знать, какой диапазон цветовой информации доступен мышам в их естественной среде обитания, и может ли преобладание этих цветов объяснить функциональные характеристики нейронных цепей в сетчатке мышей», – объясняют авторы исследования.

Вместе команды в Мюнхене и Тюбингене разработали недорогую камеру с открытым исходным кодом, которая, в отличие от обычных камер, «видит» в зеленой и ультрафиолетовой спектральных областях, к которым чувствительна сетчатка мышей. Ручную камеру оснастили стабилизатором, чтобы избежать внезапные искажения в перспективе.

С помощью этой камеры ученые посмотрели окружающую среду грызунов их глазами в разное время дня, в полях, на которых были явные признаки присутствия мышей. Исследователям на тот момент уже было известно, что верхнее полушарие сетчатки глаза мышей, с помощью которого они могут видеть небо, особенно чувствительно к ультрафиолетовому свету. Нижняя же половина сетчатки глаза мыши, которая обычно направлена к земле, показывает более высокую чувствительность в зеленой области спектра. Команда подтвердила, что эти два спектральных диапазона близко соответствуют мышиной статистике цвета естественной среды. Такая адаптация может быть результатом эволюционных процессов – например, чтобы помочь животному вовремя замечать хищных птиц в небе и успевать прятаться. Эксперименты с использованием искусственных нейронных сетей, которые имитируют характеристики обработки колбочек в сетчатке мыши, подтверждают это предположение.

[Фото: Y. Qiu, Euler Group / LUDWIG-MAXIMILIANS-UNIVERSITÄT MÜNCHEN]