Ученые определили, из чего состоял последний обед «ледяного человека», умершего 5300 лет назад

Исследователи представили подробный химический анализ пищи, которую съел «ледяной человек» (Iceman) из эпохи позднего неолита перед смертью. Еда была богата жирами, сообщают ученые в журнале Current Biology.

В 1991 году в Этцтальских Альпах в Тироле, которая включает земли Австрии и Инталии, туристы наткнулись на мертвое тело. Но это был не их современник: человек умер около 5300 лет назад. Его тело хорошо сохранилось, потому что было заморожено в горном леднике, который спустя тысячелетия начал таять. Представитель эпохи позднего неолита известен сегодня под несколькими именами: в Австрии его называют Эци (от немецкого Ötzi) – по месту обнаружения, а в Италии – Тирольским ледяным человеком, или просто «ледяным человеком». Он стал одной из самых известных и хорошо изученных естественных мумий в мире и считается старейшей мумией, обнаруженной в Европе. Исследователей интересует все, что связно с Эци: от чего он умер, чем занимался, от каких болезней страдал, чем питался. На первые вопросы ответы были получены раньше. Эци был убит стрелой некоего врага, упал в трещину и был завален снегом. Занимался производством меди, страдал от артрита и глистов. Теперь стало известно также, из чего состояло меню последнего обеда «ледяного человека».

Как описано в предыдущих отчетах, у Эци был полный желудок, когда он был застрелен стрелой и умер. В новом исследовании ученые количественно определили состав содержимого желудка: ДНК непереваренной пищи, белки и другие химические вещества. Оказалось, что около 50% веществ составляли жиры из мяса красного оленя и альпийского козла.

По одному обеду, конечно, нельзя оценить постоянный рацион питания Эци, однако можно предположить, что диета с высоким содержанием жиров, возможно, давала древнему человеку энергию, необходимую ему для выживания в горах. Последняя еда «ледяного человека», богатая жирами, была уравновешена зерном пшеницы. Также в желудке Эци были обнаружены следы папоротника-орляка. Исследователи говорят, что он, возможно, употреблял это растение в качестве лекарственного средства, чтобы избавиться от паразитов в кишечнике. По другой версии, он мог просто заворачивать свою еду в листья папоротника. Споры растения попадали в пищу – и «ледяной человек» проглатывал их, не замечая.

[Фото: Science]