Исследователи представили подробный химический анализ пищи, которую съел «ледяной человек» (Iceman) из эпохи позднего неолита перед смертью. Еда была богата жирами, сообщают ученые в журнале Current Biology.

В 1991 году в Этцтальских Альпах в Тироле, которая включает земли Австрии и Инталии, туристы наткнулись на мертвое тело. Но это был не их современник: человек умер около 5300 лет назад. Его тело хорошо сохранилось, потому что было заморожено в горном леднике, который спустя тысячелетия начал таять. Представитель эпохи позднего неолита известен сегодня под несколькими именами: в Австрии его называют Эци (от немецкого Ötzi) – по месту обнаружения, а в Италии – Тирольским ледяным человеком, или просто «ледяным человеком». Он стал одной из самых известных и хорошо изученных естественных мумий в мире и считается старейшей мумией, обнаруженной в Европе. Исследователей интересует все, что связно с Эци: от чего он умер, чем занимался, от каких болезней страдал, чем питался. На первые вопросы ответы были получены раньше. Эци был убит стрелой некоего врага, упал в трещину и был завален снегом. Занимался производством меди, страдал от артрита и глистов. Теперь стало известно также, из чего состояло меню последнего обеда «ледяного человека».

Как описано в предыдущих отчетах, у Эци был полный желудок, когда он был застрелен стрелой и умер. В новом исследовании ученые количественно определили состав содержимого желудка: ДНК непереваренной пищи, белки и другие химические вещества. Оказалось, что около 50% веществ составляли жиры из мяса красного оленя и альпийского козла.

По одному обеду, конечно, нельзя оценить постоянный рацион питания Эци, однако можно предположить, что диета с высоким содержанием жиров, возможно, давала древнему человеку энергию, необходимую ему для выживания в горах. Последняя еда «ледяного человека», богатая жирами, была уравновешена зерном пшеницы. Также в желудке Эци были обнаружены следы папоротника-орляка. Исследователи говорят, что он, возможно, употреблял это растение в качестве лекарственного средства, чтобы избавиться от паразитов в кишечнике. По другой версии, он мог просто заворачивать свою еду в листья папоротника. Споры растения попадали в пищу – и «ледяной человек» проглатывал их, не замечая.

[Фото: Science]