Новые виды гекконов, пауки-гоблины, цветущие растения и средиземноморские муравьи – эти и другие виды, обитающие на пяти континентах и в трех океанах, были описаны учеными Калифорнийской академии наук в уходящем году. В этой статье, опубликованной на сайте Калифорнийской академии наук, рассказывается о самых интересных из этих открытий.

17 рыб, 15 гекконов, восемь цветковых растений, шесть морских слизней, пять паукообразных, четыре угря, три муравья, три сцинка, два ската, две осы, две ящерицы и еще по паре видов мха и кораллов. Более десятка ученых Калифорнийской академии наук – вместе со своими международными коллегами – обнаружили эти новые растения и животных на пяти континентах и ​​в трех океанах. За открытиями они отправились в хорватские пещеры, в леса саванны, к глубинам океана. Некоторые из новых видов были обнаружены десятки или даже сотни лет назад, но описаны были только сейчас. Как в случае с Trembleya altoparaisensis.

Цветущие растения нуждаются в защите

Заслуженный куратор ботаники Франк Альмеда (Frank Almeda) описал редкое белое цветущее растение Trembleya altoparaisensis в этом году, основываясь на нескольких экземплярах, собранных более 100 лет назад знаменитым ботаником 19-го века Огюстом Франсуа Мари Глазиу (Auguste Francois Marie Glaziou). Как и сегодня, в то время растение так же редко можно было встретить в дикой природе: дело в том, что оно «переезжает» в новые места обитания, когда меняются условия жизни в их домашней области. Текущее местоположение Trembleya altoparaisensis  ученые смогли отследить, используя музейный экспонат. Сегодня это растение процветает в Бразилии, среди каньонов Национального парка Чапада-дос-Веадейрос.

В другом национальном парке – на этот раз на Мадагаскаре – была найден вид Gravesia serratifolia, который также описал Альмеда, вместе со своим учеником. Описание видов (и знание о том, где они растут) имеет решающее значение для эффективного управления парками в случае лесных пожаров или других бедствий.

Длинномордый скат «выпрыгивает» из обеденной тарелки

Благодаря открытию ихтиолога Дэвида Эберта (David Ebert) на Фолклендских островах был обнаружен новый вид скатов. С 1970-х годов Фолклендские острова являются одним из крупнейших в мире поставщиков скатов – хрящевых лучевидных рыб, обитающих на глубине почти до 600 метров. Рыба особенно популярна в Корее, где она часто появляется на прилавках в виде филе для стейков. Считалось, что все эти скаты относятся к виду Dipturus chilensis, однако Эберт и его команда показали, что некоторые из представленных на рынке скатов могут относиться к виду Dipturus lamillai. Эберт призывает рыбохозяйственные предприятия предотвратить чрезмерный вылов недавно описанного вида до того, как можно будет полностью оценить его популяционный статус, и убедиться, что «не тот» скат не превратится в стейк на обеденной тарелке.

Рептилии-микроэндемики

Научный сотрудник Калифорнийской академии наук Аарон Бауэр (Aaron Bauer) описал более 205 рептилий за свою карьеру, и в этом году он добавил в их родословное древо еще 15 видов гекконов, трех сцинков и двух ящериц. Все эти виды относятся к микроэндэмикам, то есть они обитают только в определенной местности и на очень небольшой территории. Такое ограниченное распространение означает, что эти животные особенно чувствительны к любым нарушениям, таким как вырубка лесов. В случае недавно описанного сцинка Kuniesaurus albiauris, инвазивные огненные муравьи уже угрожают его ограниченной, естественной среде обитания в Новой Каледонии (французский архипелаг в Тихом океане). Поэтому Бауэр рекомендует добавить новые виды в список животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Рыбы с кошачьим взглядом

Исследователи Академии описали 17 потрясающих новых видов рыб в этом году: от пурпурных Cirrhilabrus wakanda с похожими на доспехи чешуйками до Siphamia arnazae из семейства кардиналовых со сверкающим взглядом кошки. Многие из красочных существ – обитатели тропических рифов, экосистем, известных как своим биоразнообразием, так и своей уязвимостью к изменению климата. Поскольку океаны продолжают нагреваться, виды, зависящие от обильных ресурсов рифа, подвергаются опасности. Описание новых морских организмов поможет защитить их среду обитания.

Паукообразные, что «ходят в гости» к муравьям

Ученые Академии описали первый и единственный вид паукообразных, которые проводят большую часть своего времени под землей в муравейниках. Почему эти членистоногие так любят «ходить в гости» к муравьям, исследователям пока не известно. Во время экспедиции в мексиканскую пустыню Чиуауа ученые впервые смогли наблюдать, как ведет себя в дикой природе этот вид, названный, к слову, так же, как пустыня. Однако паукообразные были найдены «разбросанными» по поверхности разрушенного гнезда муравьев – и их подземное поведение все еще остается загадкой.

Морские слизни, которые умеют «превращаться» в других животных

Madrella amphora – это новый вид морских слизней, которые могут полностью имитировать яйца улитки, чтобы спрятаться от хищников. Ранее ученые подтвердили, что морские слизни могут маскироваться, имитируя цвет другого организма, однако такой «камуфляж» встречают у слизней впервые. Кроме этого вида, в 2019 году были описаны еще пять новых. У двух из них есть придатки на голове, напоминающие уши кроликов, из-за чего слизней назвали морскими зайцами.

[Фото: © 2019 MARK ERDMANN]