Сотрудники Центра иммунологии и клеточных биотехнологий Балтийского федерального университета изучили биологические свойства кальций-фосфатных (КФ) покрытий, сообщает сайт БФУ им. И. Канта. Эти тонкие пленки можно использовать, например, для биоинженерии костной ткани. Это  перспективное направление биомедицины, позволяющее без донорского материала восстанавливать кости, поврежденные в результате травм или заболеваний (таких, например, как остеопороз).

КФ покрытия, как правило, наносят на титановые импланты, например, с помощью метода магнетронного распыления. Обычно пленка формируется в специальной камере, наполненной инертным газом — аргоном. Коллеги ученых БФУ, материаловеды из Национального исследовательского Томского политехнического университета впервые решили изучить, как различные инертные газы (ксенон, неон, криптон, аргон) влияют на физико-химический состав и свойства КФ покрытий на титане. Калининградские ученые в свою очередь исследовали реакцию стволовых клеток на эти пленки in vitro (в пробирке).

«В результате оказалось, что наиболее подходящий состав КФ покрытия для биоинженерии костной ткани на молекулярном уровне формируется в атмосфере ксенона и в меньшей степени аргона. Ксенон положительно влияет на физико-химические, механические и биологические свойства покрытий, применяемых в челюстно-лицевой хирургии, ортопедии, травматологии. Механизм влияния ксенона пока неизвестен, однако полученные результаты открывают для науки новые перспективы в разработке имплантатов, поверхность которых можно контролировать в процессе производства», — рассказал главный научный сотрудник Центра иммунологии и клеточных биотехнологий БФУ, д.м.н., профессор Игорь Хлусов.

Результаты исследования опубликованы в авторитетном научном журнале Biomedical Materials.