Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 343

Ученые ИНГГ СО РАН совместно с коллегами из ИМЗ СО РАН исследуют потенциально опасные воронки в Якутии

Ученые ИНГГ СО РАН совместно с коллегами из ИМЗ СО РАН исследуют потенциально опасные воронки в Якутии
Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН ведут исследования неподалеку от Якутска. 

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН ведут исследования неподалеку от Якутска. Из-за термосуффозионных процессов в этих местах формируются провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре.

О том, что удалось выяснить в ходе изысканий, рассказывает заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Владимирович Оленченко, кандидат геолого-минералогических наук.

Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа. Как отмечает Владимир Оленченко, термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.

В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» – конкретно, 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.

В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.

В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате, дно долины было углублено на 3 метра. Ученые ИНГГ СО РАН предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.

Название изображения

 

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын

Чтобы определить место потенциального провала, ученым необходимо знать геометрию межмерзлотного водоносного горизонта. Как отмечает Владимир Оленченко, наибольшую эффективность для решения подобных задач показали методы электротомографии и георадиолокации.

Для измерений сотрудники ИНГГ СО РАН использовали 64-электродную станцию «Скала-64» и георадар «ОКО-2». Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.

По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 термосуффозионные воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг – не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты, воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна. Предотвратить такую ситуацию можно, если заранее обнаружить место потенциального образования воронки и изменить течение подземных воды в другом направлении.

Название изображения

Ученые проводят измерения георадаром поблизости от воронок

Текст под редакцией

пресс-секретаря ИНГГ СО РАН

Павла Красина​

[Фото: В.В. Оленченко]

геология геофизика имз со ран ингг со ран ран со ран термосуффозионные воронки якутия

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.