Ученые выяснили, что  симптомы  деменции  можно  воссоздать в мышах, и таким образом  подобрать  лекарства,  которые замедлят эту деменцию у  людей.

Трансгенная мышь – лабораторный организм, выращенный из яйцеклетки или эмбриона, подвергшегося генетическим манипуляциям. В процессе последней исследовательской работы специалисты использовали трансгенных мышей, созданных в России.

Есть ряд тяжёлых заболеваний нервной системы, которые возникают из-за  формирования  в  нейронахтоксичных  белковых скоплений. Нейроны с такими скоплениями плохо  работают  и в конце концов начинают погибать. Следствием гибели нервных клеток является возникновение таких опасных недугов как болезнь Паркинсона, Альцгеймера, боковой амиотрофический склероз и  другие.  Также  человек  теряет  память, плохорассуждает и анализирует, у него возникают эмоциональные нарушения. Такой комплекс нарушений называют деменцией.

Процесс дегенерации нейронов исследуют на мышах: в определенный ген животным вводят мутацию, затем  наблюдают  в их мозге те самые белковые скопления, с которыми мозг либо справляется, либо нет. Есть также  мышиные  модели,  которые воспроизводят симптомы бокового амиотрофического склероза, то есть воспаление  в  спинном  мозге,  паралич  и  атрофию мышц, это позволяет приблизить модель к настоящей болезни. В итоге ученым из Сеченовского университета,  Университета Маастрихта, Института физиологически активных веществ РАН и других научных центров удалось воссоздать «дементное» воспаление, и животные вели себя так,как если бы у них началась лобно-височная деменция. Таким образом, несмотря на все различия между мозгом человека и мозгом мыши, симптомы лобно-височной  деменции  удалось  в  значительной части воссоздать у животных.

Исследователям удалось найти три препарата, которые смягчали симптомы деменции у мышей: одно из лекарств используются при амиотрофическом склерозе, противовоспалительное вещество, блокирующее один из клеточных  ферментов, а также препарат стволовых клеток, который вводят прямо в головной мозг.

Все эти препараты тормозили воспалительные процессы в мозге мышей,  их  поведение  тоже  менялось  в лучшую  сторону:  они становились менее тревожными, лучше общались с другими мышами и у них слабели симптомы депрессии. Лобно-височная деменция, как и другие деменции, пока остаётся неизлечимым заболеванием, но есть вероятность, что  благодаря  новой мышиной модели появятся средства, позволяющие сильно замедлять её развитие у людей.

Фото: aylessimages / ru.123rf.com