Наблюдения, сделанные с помощью Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), выявили явные признаки рождения звездной системы. Вокруг молодой звезды AB Aurigae лежит плотный диск из пыли и газа, в котором астрономы обнаружили спиральную структуру с «завитком», который отмечает место, где может формироваться планета. Эта особенность может быть первым прямым доказательством появления молодой планеты, пишет пресс-служба ESO. Свою находку ученые описали в журнале Astronomy & Astrophysics.

Науке известно, что планеты рождаются в пыльных дисках, окружающих молодые звезды, однако до сих пор ученым не удавалось сделать достаточно четкие и подробные изображения этих молодых дисков, чтобы найти тот самый «завиток», который отмечает место, где может появиться планета.

На снимках от VLT изображена потрясающая спираль из пыли и газа вокруг звезды AB Aurigae, расположенной в созвездии Колесница, на расстоянии 520 световых лет от Земли. Спирали этого типа сигнализируют о наличии планет-младенцев, которые «пинают» газ, создавая «возмущения в диске в форме волны, что-то вроде следа от лодки на озере», объясняют авторы работы. Когда планета вращается вокруг центральной звезды, эта волна превращается в закрученный в спираль рукав. Ярко-желтая область завитка вблизи центра нового изображения AB Aurigae, которое находится примерно на том же расстоянии от звезды, что и Нептун от Солнца, является одним из тех мест, где, по мнению команды, формируется планета.

С помощью мощной системы визуализации SPHERE астрономы могли разглядеть слабый свет от мелких частиц пыли и выбросов, исходящих от внутреннего диска. Ученые подтвердили наличие спиральных рукавов, впервые обнаруженных еще несколько лет назад с помощью массива ALMA, а также обнаружили еще одну замечательную особенность – «завиток», который указывает на наличие непрерывного формирования планет на диске. Некоторые теоретические модели формирования планет допускают такой «завиток». Он соответствует соединению двух спиралей: одна намотана внутри орбиты планеты, а другая расширяется наружу. И обе спирали соединяются в месте расположения планеты. Они позволяют газу и пыли с диска нарастать на формирующуюся планету и заставлять ее расти.

ESO строит 39-метровый Экстремально большой телескоп (Extremely Large Telescope, ELT), основанный на передовых разработках ALMA и SPHERE, для изучения миров за пределами Солнечной системы. Этот мощный телескоп позволит астрономам получать еще более подробные изображения формирующихся планет.

[Иллюстрация: ESO/BOCCALETTI ET AL.]