Страх перед человеком заставляет хищников бросать добычу

На звук человеческого голоса пумы реагируют как жертвы — т.е. так же, как травоядные животные на хищных.

Биологи, участвующие в исследовательской программе Santa Cruz Puma Project по сохранению пум в горах побережья Калифорнии, сообщают, что даже страшная пума, или горный лев, заподозрив присутствие человека, пугается. Крупные хищники хотя и не жертвы в традиционном смысле, некоторые из самых крупных хищников реагируют на присутствие человека почти так же, как травоядные животные реагируют на хищных. Результаты своих наблюдений ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Это и неудивительно — от рук человека гибнет в восемь с лишним раз больше крупных хищников, к которым относятся волки, медведи, львы, тигры и пумы, чем от естественных причин в природе.

В ходе своего исследования ученые отслеживали 17 пум, снабженных GPS- ошейниками, до мест убийства ими оленей. Когда пума, насытившись, уходила от убитого животного, группа эколога Джастайн Смит (Justine A. Smith) направляла на останки жертвы видеокамеру, включаемую датчиком движения. Когда пума возвращалась, камера включалась и включала репродуктор, воспроизводящий запись либо кваканья лягушек, либо разговор людей.

Услышав людские голоса, пумы почти всегда сразу же убегали, и многие из них больше не возвращались, чтобы снова поесть, а если и возвращались, то очень нескоро. Но услышав лягушек, пумы очень редко прекращали трапезу или убегали. Кроме того, в течение 24 часов после того, как они впервые услышали человеческую речь, пумы при возвращении проводили за трапезами вдвое меньше времени, чем после того, как слышали кваканье.

Присутствие человека в такой ситуации имеет далеко идущие последствия. Ранее проведенное исследование показало, что пумы округа Санта-Круз, обитающие вблизи жилых зон, убивают на 36% больше оленей, чем те, которые обитают в менее населенных местах. Новое исследование позволяет понять, почему это происходит: если пума убегает от убитой жертвы, не успев утолить голод, она вполне может попытаться найти другую жертву, чтобы насытиться. А уменьшение численности оленей может вести к увеличению количества оставшихся несъеденными растений. Иными словами, страх перед человеком может изменить всю пищевую цепь.

[Фотография: Lee Hibbeler]