Создан мазер, стабильно работающий при комнатной температуре

Для создания микроволнового лазера ученые использовали алмаз, в кристаллической решетке которого некоторые атомы углерода заменены на азот.

Ученые из Великобритании под руководством Джонатана Бриза (Jonathan D. Breeze) из Имперского колледжа Лондона смогли создать твердотельный микроволновый лазер (мазер), способный работать при комнатных температурах. В качестве рабочего тела мазера они использовали алмаз, в кристаллической решетке которого некоторые атомы углерода заменены на азот. Статья о разработке опубликована в журнале Nature.

Алмаз поместили в резонатор из сапфира и меди и подсветили зеленым лазером. В результате луч был преобразован в микроволновое излучение. Так как рабочее тело не разрушалось при нагреве, оно оказалось способно излучать неограниченное количество времени.

Мазеры — это квантовые генераторы, излучающие микроволны. Они были сконструированы в 1954 году советскими физиками Александром Прохоровым и Николаем Басовым и параллельно с ними Чарльзом Таунсом из США. В отличие от изобретенных чуть позже лазеров, применение мазеров ограничено из-за высокой стоимости и особых условий работы, в частности необходимости сверхнизких температур. Теперь это ограничение удалось преодолеть.

«Этот прорыв открывает путь для широкого внедрения мазеров в большом спектре приложений, которые мы намерены изучить в дальнейшем. Мы надеемся, что мазер теперь станет столь же успешным как лазер», — сказал Джонатан Бриз (Jonathan D. Breeze).

Результаты исследования, по мнению ученых, приведут к значительному снижению затрат на создание мазеров, что позволит массово использовать их. В частности, они смогут найти применение при создании квантовых компьютеров, технических средств безопасности, в медицине и астрономии.

[Иллюстрация: Jonathan Breeze, Imperial College London]