Во время полного затмения Луны в январе этого года наблюдатели могли увидеть редкое событие – вспышку от удара метеороида по лунной поверхности. Испанские астрономы высчитали, что космический «камень» врезался в Луну на скорости 61000 километров в час, в результате чего образовался кратер шириной 10-15 метров, сообщается на странице Британского королевского астрономического общества. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Полное лунное затмение происходит, когда Луна полностью входит в «конус» тени от Земли. Луна становится красного цвета из-за рассеянного солнечного света, преломленного в атмосфере Земли. Последнее лунное затмение произошло 21 января 2019 года, и оно сопровождалось еще одним интересным событием. В 0:44 по Гринвичу, сразу после начала полной фазы затмения, была замечена вспышка на поверхности Луны. Широко распространенные сообщения астрономов-любителей показывают, что вспышка, вызванная воздействием метеороида, была достаточно яркой, чтобы ее можно было увидеть невооруженным глазом.

Профессор Хосе Мария Мадьедо (Jose Maria Madiedo) из Университета Уэльвы и доктор Хосе Л. Ортиз (Jose L. Ortiz) из Андалусийского института астрофизики (Испания) подробнее изучили это явление. Они использовали Систему обнаружения и анализа лунных воздействий (Moon Impacts Detection and Analysis System, MIDAS) и восемь телескопов на юге Испании для мониторинга поверхности Луны. Видеозапись с MIDAS зафиксировала момент удара. Ударная вспышка длилась 0,28 секунды и является первой в истории, снятой во время лунного затмения.

В отличие от Земли, у Луны нет атмосферы, которая могла бы защитить ее, и поэтому даже небольшие камни могут поразить ее поверхность. Поскольку эти удары происходят на огромных скоростях, камни мгновенно испаряются на месте удара, создавая расширяющийся поток «останков», свечение которого можно обнаружить с нашей планеты при кратковременных вспышках.

Телескопы MIDAS наблюдали ударную вспышку на нескольких длинах волн (разные цвета света), что улучшило анализ события. Мадьедо и Ортис пришли к выводу, что масса прилетевшего камня составляла 45 кг, а в ширину он был от 30 до 60 сантиметров. Скорость удара по поверхности земного спутника составила 61000 километров в час. Удар произошел близко к кратеру Лагранжа – остатка большого древнего ударного кратера в южной материковой части видимой стороны Луны.

Энергия удара эквивалентна энергии взрыва 1,5 тонны тротила, оценивают ученые. Этого достаточно для образования кратера длиной до 15 метров, или размером примерно в два двухэтажных автобуса. Выброшенный «мусор» от удара достиг максимальной температуры 5400 градусов по Цельсию, что примерно соответствует температуре поверхности Солнца.

Мадьедо комментирует: «Невозможно воспроизвести эти высокоскоростные столкновения в лаборатории на Земле. Наблюдение вспышек – отличный способ проверить наши идеи о том, что именно происходит, когда метеорит сталкивается с Луной».

Команда планирует продолжить мониторинг воздействий метеороидов на поверхность Луны, в том числе для того, чтобы понять, какую опасность эти космические «камни» представляют для космонавтов, которые должны отправиться на Луну в следующем десятилетии.

[Фото: J. M. MADIEDO / MIDAS]