В Новосибирске изготовили систему охлаждения для коллайдера в Дубне

«Кулер» для российского коллайдера НИКА разработали специалисты Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН.

Специалисты Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН изготовили для нового российского коллайдера НИКА, который строится в подмосковной Дубне, систему охлаждения ионов. Оборудование позволит существенно повысить качество ионного пучка в ускорителе и обеспечит возможность для проведения эксперимента на принципиально новом уровне, сообщает ТАСС.

Охлаждение ионов позволяет добавить в коллайдер больше частиц, повысив вероятность их столкновения и эффективность коллайдера, без этого пучок ионов занимает все поперечное пространство кольца ускорителя.

Система охлаждения, разработанная сибирскими физиками, работает за счет запуска электронов в ускоритель из электронной пушки. Электроны встраиваются в пучок ионов, некоторое время движутся в нем по ускорительному кольцу и за счет столкновений охлаждают ионы.

Работа по созданию охладителя велась в институте около трех лет, сейчас он проходит этап настройки и тестирования, после чего будет перевезен в Дубну. Вес устройства — 15 тонн, размеры 6 на 4 метра, а общая стоимость проекта — 3 млн евро.

Ускоритель тяжелых ионов НИКА — mega-science проект Объединенного института ядерных исследований (Дубна), который будет запущен предположительно в 2017 году. Периметр основного кольца установки — 336 метров, она будет работать в той области энергий, которая недоступна ни одному из современных ускорителей в мире. Физики ожидают, что в этой области удастся наблюдать «пограничное» состояние, когда одновременно существуют высвободившиеся из ядра атом частицы и сами ядра. Но с помощью коллайдера специалисты планируют не только ответить на ряд важных вопросов фундаментальной физики, но и создать центр радиационной терапии онкологических заболеваний.

институт ядерной физики со ран коллайдер ускоритель тяжелых ионов ника