Эксперименты с дикими шимпанзе в Уганде показали, что шимпанзе объединяют свои свои звуки в более крупные последовательности, как люди объединяют слова в фразы, и понимают эти комбинации, сообщает Цюрихский университет. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Шимпанзе издают ряд различных звуковых сигналов, чтобы управлять своей социальной жизнью, и при некоторых обстоятельствах объединяют эти звуки в более крупные последовательности – подобно тому, как люди объединяют слова в фразы. Сильнее всего, как показало исследование, шимпанзе реагируют на комбинации вызовов.

«Шимпанзе издают "тревожный гул", когда удивляются, и "ваа-лай", когда потенциально вербуют сородичей во время агрессии или охоты», — говорит Маэль Леру из Цюрихского университета, руководитель исследования. Шимпанзе объединяют эти крики перед лицом угрозы – например, при встрече со змеей. Такое поведение наблюдалось и раньше, но теперь ученые подтвердили это экспериментально.

Исследователи «подкинули» шимпанзе искусственных змей и смогли получить комбинацию звуков: приматы сообщали о тревоге и призывали собраться вместе. Приматы сильнее реагировали на комбинацию, чем на тревожный гул или «ваа-лай» отдельно.

Открытие может пролить свет на эволюционные корни сочетательную природу языка. «В последний раз у людей и шимпанзе был общий предок примерно шесть миллионов лет назад. Таким образом, наши данные показывают, что способность сочетать значимые звуки потенциально существует не менее шести миллионов лет, если не старше», — отмечают авторы работы.

[Фото: Adrian Soldati]