Отвисли старые штаны
в заду,
в коленях.
Не в человеке дела суть,
но в поколеньях.
В карманах тщуся я сыскать
от хлеба
крохи.
Не люди сущность бытия,
а лишь
эпохи.
Остановите суету!
Кончайте
споры!
Сейчас я мир переверну.
И без
опоры.
Из романа А.А. Зиновьева
«Иди на Голгофу»
РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИСТ
Он переворачивал свой мир как минимум шесть раз. В 1933
г. ушел в 11 лет из глухой костромской деревни в Москву (как
Ломоносов — учиться). В 1939 г. готовил покушение на
Сталина по идеологическим соображениям (практика
государственного строительства не соответствовала его —
романтического коммуниста — представлениям), был по доносу
арестован НКВД и совершил побег с Лубянки, и тогда же решил
для себя, что идеальных обществ не бывает, но остался с
убеждением, что лучшие идеалы — коммунистические. В
годы Великой Отечественной войны прошел путь от кавалериста,
танкиста до летчика-штурмовика на легендарном «летающем танке»
Ил-2 — пилота с 18 боевыми вылетами продолжительностью 20
часов, из которых 158 минут — смертельных боев. В 1954 г. он
совершил переворот в советской философии: «расколдовал»
Маркса, переведя его из идеологического в научное русло, стал
олицетворять весну отечественной философии в 1950-е гг.
В 1978 г., после выхода «Зияющих высот» по решению Политбюро ЦК
КПСС выдворен из страны и лишен советского гражданства: это был
личный подвиг гражданского самосожжения — а как он еще мог
предупредить, что страна гниет с головы и остановить этот
процесс все сложнее и сложнее? В 1999 г. вернулся на
Родину. Становление и расцвет Зиновьева-мыслителя
пришлись на 1950-е гг., когда во всех школах СССР
преподавали логику (она была обязательным предметом с 1949
по 1956 г.). Первые послевоенные поколения советских
школьников учили крепко думать, их готовили к роли творцов
прогресса. Романтический горизонт коммунистического будущего
заставлял верить в свои силы и мечтать о
невозможном. Знаковое совпадение: именно на этот период
приходятся такие прорывные проекты, как запуск первой в
мире атомной электростанции в Обнинске в 1954 г. и первого
искусственного спутника Земли, советского космического аппарата,
в 1957 г. А.А. Зиновьев создал новую форму осмысления
современного мира, получившую название социологического
романа. Его жизненные принципы и этические максимы названы
тоже по-зиновьевски — «зиновьйогой».
Его жизнь не расходилась с его этической доктриной, он
никогда не подстраивался под идеологическую или политическую
конъюнктуру. Его целью было постижение истины, смыслом жизни
— возможность свободно мыслить. И еще не ясно, что
важнее в наследии А.А. Зиновьева — его интеллектология
(грандиозный проект построения новой отрасли
интеллектуальной деятельности) или его этические максимы,
следование которым означает путь «нового человека».
В НАЧАЛЕ БЫЛА ЛОГИКА
В советскую философию А.А. Зиновьев не вошел, а, можно сказать,
ворвался в 1954 г. свой кандидатской диссертацией, посвященной
методу восхождения от абстрактного к
конкретному, который Карл Маркс использовал при написании
знаменитого «Капитала». Уже в этой первой своей большой
работе Зиновьев предстал как новатор. И в дальнейшем на
протяжении двух десятилетий в центре его научных интересов
находились вопросы логики и методологии научного познания.
В этой сфере он получил признание и авторитет не только в
Советском Союзе, но и далеко за его пределами, войдя в ряд
ведущих логиков ХХ в. Однако действительно мировая
известность пришла после выхода в 1976 г. книги
«Зияющие высоты», за которую в итоге он был выслан вместе с
семьей из СССР. Она была написана в разработанной им
же форме - социологического романа и представляла
собой исключительно точное сатирическое описание
интеллектуальной, духовной, общественной жизни в
Советском Союзе. Книга стала органическим продолжением его
теоретических исследований. Ведь логика не была
для Зиновьева самоцелью. Он не раз говорил, что занялся
логикой и методологией науки для того, чтобы создать
инструмент, обеспечивающий подлинно научное исследование
жизни общества.
А.А. Зиновьев по-новому взглянул на сам предмет логики. В основе
концепции комплексной логики, разработанной им, лежит
утверждение, что предметом логики как самостоятельной
науки служит язык — как материализация человеческого
сознания. Он предстает в виде знаковой системы,
изобретенной людьми и не наследуемой биологически. Понимаемый
таким образом язык есть средство фиксирования приобретаемых
знаний, их хранения и передачи новым поколениям, инструмент
использования имеющихся знаний для получения новых.
В процессе эволюции люди эмпирически выявили и закрепили в
языке некоторые устойчивые элементы того, из чего
складывается логика. Но как наука логика идет дальше — она
описывает, уточняет, совершенствует эмпирически сложившиеся
логические элементы языка, а затем создает новые логические
средства, то есть новые виды логических операций, новые
правила действий с терминами, высказываниями, логическими
связками. Она изучает свойства терминов и высказываний, не
зависящие от того, представляют ли они собой термины и
высказывания физики, химии, биологии, истории, социологии,
экономики и т.д. Иными словами, правила логики —
универсальные правила, не зависящие от особенностей
той или иной предметной области.
Таков философский и методологический базис теории комплексной
логики. Сама она изложена в ряде работ А.А. Зиновьева.
Фундаментальные разделы комплексной логики — теория
терминов и теория логического следования. На основе
общей теории следования А.А. Зиновьев построил все прочие
разделы логики, включая теорию кванторов, логику
классов, нормативную и эпистемическую логику.
Закономерно встает вопрос: все ли формы, законы мыслительной
деятельности присутствуют в языке? Или в сознании есть
что-то, не отраженное в языке? Вопрос сложный. Сам Зиновьев
им специально не занимался. Поскольку он был убежденным
рационалистом, можно предположить, что для него собственно
научное познание есть работа интеллекта, мысли, совершаемая
по правилам и в формах, которые устанавливает логика путем
извлечения их из языка как «материи» мысли. С другой
стороны, язык в определенной степени обладает автономией и даже
властью в отношении человека. Мы видим мир таким, каким
языком пользуемся для его описания. Это четко сформулировал
Мартин Хайдеггер в известном афоризме: «Не мы говорим языком, а
язык говорит нами». Естественный язык возник в процессе
эволюции как средство коммуникации людей. Как
средство познания он стал использоваться позднее. Дальнейшее
его развитие в этой сфере А.А. Зиновьев видел в синтезе
логики с другими когнитивными науками, в формировании таким
путем качественно новой системы познания, которую он назвал
интеллектологией.
СОЦИОЛОГИЯ ПО ЗИНОВЬЕВУ
Занятия логикой имели для А.А. Зиновьева прикладное значение
— как выработка методологии познания социальных явлений и
процессов, отвечающей тем критериям научности,
которые используются в точных и естественных науках. А.А.
Зиновьев считал, что мир социальных явлений не отличается
коренным образом от мира природы. Поэтому его описание и
объяснение осуществляются с использованием той же логики,
которая применяется в естественных науках. Именно этот
подход он положил в основу выстроенной им
теории общества, которую он сам называет социологией.
Объекты социологии — объединения людей и люди как члены
объединений. Это эмпирические объекты, которые существуют
независимо от наблюдателя. В то же время они отличны от
объектов природы: обладают волей, интеллектом, способностью
планировать свои действия. Образуемое ими социальное пространство
имеет двухуровневую структуру. Объекты первого уровня —
социальные атомы, то есть отдельные люди. Объекты второго
уровня — социальные объединения для совместных сознательных
действий. По образному выражению А.А. Зиновьева,
они представляют собой «человейники». Человек в качестве
социального атома существует только как член человейника.
Племя, народы, нация, человечество — это человейники, социальные
объекты второго типа.
Новаторство Зиновьева состоит в том, что он постулирует
наличие социальной необходимости, отличной от той, которая
присуща миру природы. Он считает, что в основе
социальной необходимости лежат законы сознательной и волевой
деятельности людей, но сами эти законы не зависят от
сознания и воли отдельного человека. Действие каждого
отдельного человека может считаться полностью
свободным, тогда как действия коллективов, объединений
суть воплощение объективной необходимости.
Еще один постулат социальной онтологии Зиновьева заключается
в том, что социальные законы универсальны. Они одни и те же
везде, для всех времен и народов, где имеют место
социальные объекты, к которым они относятся, и есть
соответствующие условия.
А.А. Зиновьев отстаивает объективность социального познания в том
смысле, что высказывания о социальных явлениях,
претендующие на статус законов, могут оцениваться
как истинные или ложные. Они независимы от интересов,
ценностных и целевых установок, симпатий и антипатий
конкретного человека. По мнению Зиновьева, исследователь
социальных явлений может занять позицию стороннего,
беспристрастного наблюдателя, двигаться к обобщениям,
руководствуясь исключительно фактами и логикой. Если бы
такой возможности не было, человечество давно бы погибло под
бременем своих ошибок. По мнению А.А. Зиновьева, надо
различать социальное познание и идеологические конструкции.
Идеология никогда не может быть научной, поскольку она возникает
как обоснование, оправдание определенных идей и целей, а
не в ходе поиска истины. Однако спрос на идеологию был
и будет всегда, поскольку общество всегда будет состоять из
групп людей, чьи интересы различны.
РЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
А.А. Зиновьев подверг анализу две мировые системы,
противоборство которых составило главное содержание ХХ в., —
коммунизм и капитализм. В 1980 г. за рубежом выходит его
книга «Коммунизм как реальность». Это не роман, не публицистика,
а классическая научная монография. Работа имела большой
научный и политический резонанс. По мнению авторитетнейшего
французского социолога и политолога, специалиста по марксизму
Раймона Арона, этот труд стал первым подлинно
научным анализом реального коммунизма, воплощением которого,
согласно А.А. Зиновьеву, был Советский Союз. За эту книгу
Арон выдвинул Зиновьева в 1982 г. в качестве кандидата
на получение премии Алексиса де Токвиля. С тех пор прошло 35
лет, и А.А. Зиновьев остается единственным российским ученым
— обладателем этой премии.
А.А. Зиновьев показал, что никакого другого коммунизма, кроме
коммунизма советского типа, в принципе быть не может.
Те черты советского строя, которые в документах
партии, монографиях советских ученых характеризуются как его
недостатки, не представляют собой ни пережиток капитализма,
ни проявление недостаточной степени зрелости первой фазы
коммунизма, называемой социализмом, как гласила официальная
доктрина. И то, что считается сутью коммунизма, и то, что
считается в нем преходящим, — все это родовые, сущностные
черты коммунистического строя. Они порождены
объективными социальными законами, лежащими в основе
социальности коммунистического типа.
Уже в этой книге А.А. Зиновьев высказал мысль о вступлении
советского общества в фазу кризиса. Он полагал, что это
был кризис системы управления, а не общественных
отношений, и, следовательно, он преодолим. Приход к
власти М.С. Горбачева, его политику перестройки Зиновьев
вначале воспринял как адекватную реакцию КПСС, советского
общества на возникший кризис. Однако очень скоро он пришел к
выводу, что перестройка по Горбачеву ведет не к обновлению
коммунизма-социализма, а к его краху. А.А. Зиновьев не побоялся
пойти против течения, выпустив в 1988 г. книгу с
красноречивым названием «Катастройка». В том же году вышла
вторая книга на эту тему «Горбачевизм». Затем, после распада
СССР, выходят книги «Русский эксперимент»
(1994), «Посткоммунистическая Россия» (1996). В этих
работах он прогнозирует, что осуществляемые в России реформы
не приведут к созданию в ней общества западного типа. Их
результатом станет некая промежуточная, постсоветская,
по определению Зиновьева, система, соединяющая в себе черты
капитализма, рудименты советского строя, особенно в сознании
людей, а также традиций, сложившихся еще до советского
периода.
Все названные произведения — это не работы по
истории России. В их основе — стремление осмыслить
природу России как особого типа социальной общности, понять,
почему именно Россия стала территорией коммунистического
эксперимента и почему он закончился крахом.
КАПИТАЛИЗМ И «ЗАПАДНИЗМ»
Вслед за коммунизмом А.А. Зиновьев подверг научному исследованию
современный капитализм в том его виде, в каком он сложился
после Второй мировой войны в США, государствах-членах
Европейского союза, ряде других стран. Его идеи на этот счет
изложены в книгах «Запад», «Глобальный человейник», «Великий
эволюционный перелом» и других.
А.А. Зиновьев использовал для обозначения нового строя
термин «западнизм», ибо, по его мнению, понятие
«капитализм» отражает лишь некоторые экономические черты
этого строя, тогда как современный капитализм — это новый
тип не столько экономической, сколько социальной организации.
Он сложился в ходе не только технологического прогресса, но
и эволюции западноевропейских народов. По мнению
Зиновьева, они представляют собой человеческий материал,
обладающий рядом свойств, которые определили лидерство этих
народов в истории человечества.
В отличие от коммунизма, в западнизме наибольшее
развитие получили деловые компоненты, в первую очередь
государство, финансовый сектор, корпоративное управление. В сфере
экономики западнизм характеризуется наличием супервласти,
имеющей иерархическое строение, в которой одни государства
выступают ведущими, другие — ведомыми, зависимыми от
первых. В недрах сверхобщества сложилась особая машина
управления, не имеющая ничего общего с демократией. Западнизм
несет в себе угрозу перерастания
западнистского сверхобщества в самую тоталитарную власть в
истории человечества. То, что принято называть глобализацией, в
западнизме протекает в виде становления и укрепления
сверхвласти, движения к однополярному миру.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР: КАМО ГРЯДЕШИ?
Развитие человечества, полагает А.А. Зиновьев, — это
эволюционный процесс, который проходит три стадии:
предобщество, общество, сверхобщество. Каждая последующая стадия
отличается большей степенью сложности. Наша эпоха имеет
транзитный характер, представляя собой переход от общества к
сверхобществу. На протяжении почти всего минувшего столетия в
мире присутствовали сверхобщества двух типов —
капиталистическое (западнизм) и коммунистическое. С исчезновением
коммунизма из истории ушла конкуренция. Определяющий
вектор современного мирового развития — формирование не
просто западнистского сверхобщества, а глобального
сверхобщества западнистского типа.
По мнению Зиновьева, развитие человечества перестало
быть естественно-историческим процессом, каким оно было на
протяжении тысяч лет. Теперь история планируется, управляется,
контролируется. В условиях безраздельного доминирования
западнизма мир социальный, в котором огромную роль играли
культурные, нравственные, гуманистические ценности,
поощрялось творчество, замещается миром, в котором
царят рациональность, потребительский комфорт, развлечения.
Происходит превращение людей в роботов.
«Есть ли будущее у человечества?» — ставит вопрос мыслитель. И
отвечает: физическое будущее — да. Социальное же, то
есть собственно человеческое, бытие сокращается. Смысл жизни
постепенно исчезает как нечто излишнее. Идет механическая
рационализация и технизация жизни. Планету будут населять
здоровые, долго и бездумно живущие существа, однообразно
детерминируемые и тотально управляемые.
Можно ли избежать этой перспективы? А.А. Зиновьев невысоко
оценивает шансы осуществления такого оптимистического сценария.
По его мнению, колоссальный рост интеллектуального
могущества человечества, осуществляемый гениями, талантами,
имеет неизбежным следствием снижение общего уровня
умственного развития основной массы людей, тотальное
оглупление. Почему так происходит? А.А. Зиновьев считает,
что настала пора пересмотреть всю систему изготовления,
производства, сохранения, распространения интеллекта. В том виде,
в каком он существует в университетах, исследовательских
центрах, в монографиях, учебниках, газетах и журналах, интеллект
просто непригоден для решения проблем эпохи. Внешне это
прогресс, на деле — помутнение умов. Но для господства над
миром интеллект высокого уровня и не требуется. Поэтому
будущее человечества — это господство высокотехничных,
но духовно примитивных существ.
И ВСЕ ЖЕ ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НЕ ПРОЙДЕНА
По мнению А.А. Зиновьева, было бы неверно полностью
сбрасывать со счетов возможность возвращения к
коммунистическому проекту в каком-то обновленном виде.
Ведь реальный коммунизм, воплощением которого был Советский
Союз, рухнул не потому, что страдал врожденной, родовой травмой,
несовместимой с полноценной жизнью, а потому что его
развитие было искусственно прервано.
«Мы, россияне, — говорил А.А. Зиновьев, — должны отбросить
всякие иллюзии насчет XXI в. Он будет не веком благополучия,
праздников и развлечений, а веком ожесточенной борьбы одних за
выживание, других — за господство над первыми, одних — за
национальные интересы России, других — за закабаление ее
глобальным западнистским сверхобществом... Все зависит от
нас самих. От того, сумеет ли наш народ выдвинуть из
своей среды достаточное число мужественных, честных, умных
людей или нет, сможет ли наш народ поддержать борьбу
этих людей за него же или нет, окажутся ли власть и
интеллектуальная элита на стороне своего народа или нет. Эти
истины следует принять не просто как общую фразу, а как
практически действующее правило поведения».
НАСЛЕДИЕ ЗИНОВЬЕВА — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
А.А. Зиновьев — первый теоретик глобального пробуждения человечества. Всю свою жизнь он посвятил делу интеллектуального, социального и гражданского пробуждения мира и его главному орудию — разуму. Его наследие направлено на спасение и развитие «фактора понимания» — смысла социального бытия человечества, единственного условия, с помощью которого человек может выжить в современном мире в качестве самостоятельно и свободно мыслящей личности. Его интеллектуальная традиция — бескомпромиссный поиск общественной и цивилизационной альтернативы в мире, сопротивление планируемости и управляемости истории, контролю над эволюционным процессом человечества.
Сегодня работает Биографический институт А.А. Зиновьева. Созданы экспертные площадки. Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня» призван помочь формированию справедливого образа России в мире, Международный интеллектуальный клуб «Зиновьев» нацелен на поиск ответов на глобальные вызовы современности. Проводятся международные конференции «Зиновьевские чтения» (Париж, Москва, Берлин, Донецк, София, Кострома, Глазов, Стокгольм, Манила). В 2016 г. вышла первая биография мыслителя в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
Книга «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый» — серьезное академическое исследование известного историка литературы П.Е. Фокина. Подписывая экземпляр No 1 этой книги в дар президенту России В.В. Путину, вдова философа О.М. Зиновьева обратила внимание именно на это: «Передаю код к главному интеллектуальному оружию нашей Родины — творческому наследию Александра Зиновьева, фронтовика, мыслителя, гражданина».
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗИНОВЬЕВ
1922–2006
• Мыслитель, один из трех крупнейших логиков мира XX
в., всемирно известный писатель.
• Крупнейший идеолог России конца XX в. — начала XXI в.
• Номинант Нобелевской премии по литературе 1984 и 1999
гг.
• Автор 70 книг, изданных на 28 языках мира тиражом свыше 3
млн экземпляров, сотен статей, эссе, интервью.
• Лауреат пяти международных премий, в том числе премии Алексиса
де Токвиля, которая считается высшей наградой, своего
рода аналогом Нобелевской премии, в области гуманитарных
наук.
• Член ряда зарубежных академий наук,
почетный профессор нескольких университетов.
• В 2005 г. А.А. Зиновьев был удостоен «Звезды Московского
университета», награды, которую МГУ присваивает своим
выдающимся выпускникам. Он получил ее в номинации
«Служение истине».
Подготовили Алексей Блинов,
Василий Ковтунович,
Юрий Солодухин