Исследователи из Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН (Бийск) разработали метод борьбы с аэрозольными загрязнениями: вредную для здоровья пыль они предлагают осаждать при помощи ультразвуковых волн и дополнительной дисперсной фазы. О работе рассказывает сайт «Наука в Сибири».

Ученые усовершенствовали известный способ по осаждению вредных фракций с помощью ультразвуковой коагуляции — физико-химического процесса укрупнения частиц. Они предложили вводить в существующую дисперсную среду жидкокапельный аэрозоль (например, обычную воду) с помощью ультразвукового ингалятора. По словам ученых, это позволяет намного быстрее и эффективнее осаждать загрязнения размерами около микрона и меньше. Роль ультразвукового излучения в этом процессе, с одной стороны, в создании так называемого акустического ветра и сдувании мелкой пыли, а с другой — он «сгоняет» частицы в области пучностей волн, где фракции быстро слипаются, становятся большими, тяжелыми и выпадают в осадок.

Ученые провели ряд экспериментов с разными модельными средами и условиями, изменяя влажность и температуру. Выяснилось, что ограничений по использованию метода нет, если только вредный порошок от взаимодействия с жидкостью не становится токсичнее. Разработанный способ может применяться на любом производстве, где возникают аэрозольные загрязнения, вплоть до субмикронных размеров. Химический состав пыли при этом не имеет особого значения: это могут быть мельчайшие частицы, образующиеся при работе с краской, цементом, углем, мукой и так далее.

Мелкие фракции, опасные для здоровья — важная проблема для многих производств, строек и даже научных лабораторий. Особенно большой риск для здоровья возникает в процессе работы с нанопорошками. В ближайших планах ученых — создание легко устанавливаемых и настраиваемых устройств ультразвукового излучения и распыления жидкости, которые сейчас существуют лишь в виде лабораторных образцов.

[Фото: www.sbras.info]