Более 166 тысяч человек из 71 страны присоединились к III Всероссийскому химическому диктанту, организованному МГУ, ГК «Просвещение» и Ассоциацией учителей и преподавателей химии в минувшие выходные. Об этом сообщил декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН Степан Калмыков: «Диктант проходил на 550 онлайн- и офлайн-площадках в течение 48 часов 15 и 16 мая. Всего зарегистрировалось больше 166 тысяч человек. И почти все они попытались ответить на вопросы диктанта. Охват получился настолько большим, что Химический диктант из Всероссийского стал практически Всемирным», - отметил Степан Калмыков.

Результаты Диктанта можно назвать достойными: среднее число правильных ответов составило 17,9 из 25. Как отметила председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии к.п.н. Людмила Левина, во многом это заслуга учителей, влюбленных в химию: «Вообще, химия начинается с хорошего учителя, способного и развить интерес учащегося к углубленному изучению этого предмета, и понятно объяснить ребенку самые сложные понятия. Задания химического диктанта составляли одни из лучших преподавателей, они готовят к олимпиадам самых одаренных школьников. И хотя написать вопросы для химического диктанта порой намного сложнее, чем составить задачи для олимпиадников, составители прекрасно справились со своей задачей». В России самыми активными регионами-участниками химического диктанта стали Республика Башкортостан, Москва, Республика Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край.

Качественная подготовка обучающихся – стратегически важное направление, отметил директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Евгений Семченко, выступая на открытии химического диктанта: «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу перед страной по вхождению в десятку стран по качеству общего образования. И если на уровне начального общего образования мы стабильно занимаем первые-вторые места, то на уровнях основного общего и среднего общего - по естественно-научному направлению необходимо улучшить наши результаты. И это невозможно без качественного химического образования».

Центральной площадкой стала Большая химическая аудитория химического факультета МГУ, откуда велась прямая трансляция. Темой диктанта в этом году стала «Химия для настоящего и будущего».

Как отметил вице-президент по развитию ГК «Просвещение» Павел Зенькович, диктант показал пример отличной работы инновационных образовательных форм: «Наши совместные с ведущими экспертами акции привлекают взрослых и детей к естественно-научному знанию не через упрощение науки, а через ее связь с реальным миром. И этот интерес растет: в прошлый раз для участия в химическом диктанте зарегистрировалось 34 тысячи человек, в этом году — впятеро больше. 83% участников диктанта составили учащиеся, 71% из которых ученики 8-11 классов».

Более того, поводом для гордости стало внимание зарубежных стран к Химическому диктанту. «Естественно-научное образование традиционно считается сильным в России. Но насколько привлекательно оно для зарубежных школьников? У нас появился ответ на этот вопрос благодаря статистике текущего года: 3,3 тысячи участников присоединились к нам из-за рубежа, были открыты онлайн-площадки в Испании, Китае, Узбекистане, Украине, Молдавии и даже США», — добавил Зенькович.

«Незнание химии ведёт к хемофобии, - подчеркнул в своем выступлении на открытии диктанта директор Института органической химии РАН академик Михаил Егоров. – А ведь уберите химию – и мы сразу вернёмся в каменный век. Пора уже менять страх на любовь к химии, и закладывать её нужно, конечно, в школе».

Химия – это не только уроки в школе. Она начинается с того момента, как ребёнку впервые объясняют, зачем мыть руки с мылом, почему нужно сыпать щепотку соли (а не ложку), и с таких же простых вещей, подчеркнула на открытии диктанта вице-президент Русского химического общества, член-корреспондент РАН Юлия Горбунова: «Химия сопровождает нашу жизнь везде. Мы её едим, пьём, носим, мы ею дышим. Какая вокруг химия, такая будет и жизнь. В новом послании президента Федеральному Собранию обозначены четыре приоритетных проекта для развития нашей страны: «Новая фарма», «Новые виды энергии», «Экология и климат» и «Биологическая безопасность». Решение ни одного из них невозможно без знания химии».

Любовь к химии вполне может перерасти в профессию, и речь не только о науке, но и о промышленности, рассказал директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России Александр Орлов: «Сейчас в химической отрасли трудится более 600 тысяч человек, и мы надеемся, что эти ряды в ближайшее время серьёзно пополнятся». В качестве подтверждения своих слов начальник департамента предложил студентам-химикам пройти стажировку в министерстве.

Положительные эмоции у школьников и взрослых вызвали также геймифицированные результаты – за прохождение диктанта система выдавала каждому участнику химического супергероя, среди которых уже замечены Медный Феникс, Бегущая Ртуть, Росомаха Вольфрам и даже Капитан Водород. Своим результатом и супергероем можно поделиться в сети с хештегом #ХимическийДиктант. 

Результаты участники увидят в своих личных кабинетах после 20 числа. Услышать и посмотреть полные версии выступлений, а также все вопросы диктанта можно на сайте химдиктант.рф.

Полный список организаторов: Группа компаний «Просвещение», химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциации учителей и преподавателей химии. Диктант прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российского союза химиков, Благотворительного Фонда Андрея Мельниченко, Российского химического общества имени Д.И. Менделеева.

 

Фото: Александра Кучерова/МГУ

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ