Ученые из США выяснили, что у детей, у которых есть генетическая предрасположенность к ожирению, повышается активность центра вознаграждения мозга во время просмотра рекламы фаст-фуда. Это, вероятно, приводит к тому, что такие дети едят еще больше. Это первое в своем роде исследование того, как ключевой ген ожирения связан с реакцией мозга на рекламу еды и прочие призывы поесть. Результаты работы опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Изучая реакцию мозга на рекламу еды, обычно используют статичные картинки. В данной работе ученые взяли телевизионную рекламу еды и попросили смотреть ее 78 детей возрастом от 9 до 12 лет. Во время просмотра мозг детей сканировали МРТ. При этом для создания эффекта реальности половина 12-минутного рекламного ролика содержала рекламу фаст-фуда, а другая половина — рекламу, не связанную с едой.

Также ученые оценили генетические риски ожирения у детей, основываясь на массе жира и наличии гена, ассоциированного с ожирением, который надежно предсказывает ожирение в течение жизни. Сканирование показало, что прилежащее ядро — область мозга, обычно связанная с вознаграждением, физически больше у детей с генетическим риском ожирения по сравнению с детьми, у которых этот риск низкий. Кроме того, у детей с генетической предрасположенностью к полноте выявилась более сильная тяга к еде в ответ на коммерческую рекламу фаст-фуда.

«Примерно треть рекламы, которую дети смотрят по сетевому телевидению — это реклама еды, и каждая — приглашает поесть быстро. Мы знаем из нашей прошлой работы, что дети с генетической предрасположенностью к ожирению с большей вероятностью переедают после просмотра тв-рекламы фаст-фуда, даже когда они не голодны. Сканирование мозга показало что эти дети могут быть особо уязвимы к призываем поесть и что ограничение времени смотрения рекламы еды может стать эффективным путем бороться с детским ожирением», — цитирует пресс-служба ведущего автора статьи Диану Гильберт-Диаманд (Diane Gilbert-Diamond), доцента эпидемиологии в Дартмутской медицинской школе Гизель и член Центра изучения рака Норрис Коттон.

«Изучая развивающийся мозг и его структуры, связанные с вознаграждением, мы можем объяснить, почему дети с повышенной склонностью к полноте, обусловленной генами, могут предпочитать нездоровую еду», — сказала Кристина Рапуано, первый автор статьи и аспирантка в лаборатории сканирования мозга в отделе психологии и наук о мозге Дартмутского колледжа.