По результатам нового исследования, наши самые близкие родственники по эволюции получали множество травм головы, однако не больше, чем люди конца каменного века, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature.

Команда исследователей во главе с палеоантропологом Катериной Харвати из Университета Тюбингена в Германии заключила, что частота переломов и других повреждений костей у неандертальцев и древних Homo sapiens примерно соответствуют частоте переломов у людей конца каменного века.

Общее для неандертальцев и древних людей также то, что представители мужского пола чаще страдают от травм головы.

«Наши результаты показывают, что образ жизни неандертальцев был не более опасным, чем у ранних европейцев», - говорит Харвати.

До недавнего времени исследователи описывали неандертальцев, населявших Европу и Азию между 400 000 и 40 000 лет назад, как особенно подверженных травмам головы. Небольшое количество обнаруженных черепов с серьезными повреждениями подтверждало мнение, что эти гоминиды вели опасную жизнь. Предполагаемые причины переломов включали в себя боевые действия, нападения пещерных медведей и других плотоядных животных и охоту за крупными животными.

Палеоантрополог Эрик Тринкаус из Вашингтонского университета в Сент-Луисе утверждал в 1995 году, что неандертальцы имели необыкновенно большое количество травм головы и верхней части тела. Однако в 2012 году он отказался от этого вывода: всевозможные причины, включая несчастные случаи и окаменение, могли привести к повреждению черепа неандертальца, наблюдаемому в относительно небольших ископаемых образцах.

По словам Тринкауса, исследование Харвати еще сильнее ставит под сомнение факт, что для неандертальцев характерно насильственное поведение.

Тем не менее, идея о том, что неандертальцы часто получали травмы головы во время крупных нападений на добычу часто без особого защитного снаряжения, сохраняется, говорит палеоантрополог Дэвид Фрайер из Университета Канзаса в Лоуренсе. В новом докладе подчеркивается суровая реальность для неандертальцев и для древних людей, «травма головы была общей, независимо от уровня технологической или социальной сложности или плотности населения».

Группа Харвати проанализировала данные для 114 черепов неандертальцев и 90 черепов H. sapiens. Все эти ископаемые были найдены в Евразии и насчитывают около 80 000 и 20 000 лет назад. У девяти неандертальцев и 12 древних людей были обнаружены одна или более травм головы. После статистического учета пола индивидуумов, возраста смерти, географического местоположеня и степень сохранности костей, исследователи оценили сопоставимые уровни повреждения черепа у двух видов. Статистические модели показывают, что травмы черепа в среднем имели от 4 до 33 процентов неандертальцев и от 2 до 34 процентов древних людей.

Исследователи говорят, что широта этого диапазона обусловлена различиями в условиях жизни, связанными с географическими особенностями, доступностью ресурсов и условиями охоты.

Среди неандертальцев с повреждениями головы было больше особей в возрасте до 30 лет, чем среди людей. Поэтому исследователи сделали вывод, что у неандертальцев было больше травм головы в раннем возрасте. Также возможно, что неандертальцы чаще умирали от травм головы, чем люди каменного века.

Исследователи еще не установили, испытывали ли неандертальцы особенно высокий уровень повреждения других частей тела, - пишет палеоантрополог Марта Миразон Лар из Кембриджского университета.