Раскрыт секрет реагирования деревьев на повышение уровня углекислого газа

Генетический механизм позволяет деревьям при повышении уровня углекислого газа сокращать количество пор, отвечающих за газообмен.

Ученые изучили механизм, позволяющий деревьям снижать количество устьиц при повышении уровня угекислого газа. Именно через устьица, поры на нижнем или верхнем слое эпидермиса листа растения, происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.

При поглощении одной молекулы углекислого газа растение выделяет через устьица 200 тыс. молекул воды. Поскольку повышение содержания углекислоты приводит к уменьшению пор в листьях, на первый взгляд, это идет на пользу растениям, так как они теряют меньше воды. Однако снижение количества устьиц снижает способность растений охлаждаться за счет испарения, что увеличивает тепловую нагрузку и, в конечном счете, ведет к снижению урожайности.

Биологи из университета Сан-Диего (США) обнаружили, что в растениях при увеличении уровня углекислого газа повышается уровень пептидного гормона EPF2 (Epidermal Patterning Factor-2), который блокирует образование дополнительных пор. А за активацию гормона отвечает протеаза CRSP (CO2 Response Secreted Protease).

Открытие, как уверены ученые, поможет решить множество проблем недалекого будущего, включая ограничение водных ресурсов в сельском хозяйстве.

газообмен пептидные гормоны протеаза углекислый газ устьица