Ученые изучили механизм, позволяющий деревьям снижать количество устьиц при повышении уровня угекислого газа. Именно через устьица, поры на нижнем или верхнем слое эпидермиса листа растения, происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.

При поглощении одной молекулы углекислого газа растение выделяет через устьица 200 тыс. молекул воды. Поскольку повышение содержания углекислоты приводит к уменьшению пор в листьях, на первый взгляд, это идет на пользу растениям, так как они теряют меньше воды. Однако снижение количества устьиц снижает способность растений охлаждаться за счет испарения, что увеличивает тепловую нагрузку и, в конечном счете, ведет к снижению урожайности.

Биологи из университета Сан-Диего (США) обнаружили, что в растениях при увеличении уровня углекислого газа повышается уровень пептидного гормона EPF2 (Epidermal Patterning Factor-2), который блокирует образование дополнительных пор. А за активацию гормона отвечает протеаза CRSP (CO2 Response Secreted Protease).

Открытие, как уверены ученые, поможет решить множество проблем недалекого будущего, включая ограничение водных ресурсов в сельском хозяйстве.

Фото: ru.123rf.com