Две исследовательские команды, из Китая и из Канады, независимо друг от друга сумели осуществить первую в истории квантовую телепортацию не в лаборатории, а по обычным городским системам оптоволоконной связи. Две статьи о результатах исследования опубликованы в журнале Nature Photonics, кратко о них рассказывает New Scientist.

Теоретически возможность квантовой телепортации была предсказана физиками в 1993 году. Суть этого явления в том, что так называемые запутанные частицы могут обмениваться информацией о собственном состоянии на расстоянии, таким образом как бы мгновенно перемещаясь с места на место. В последние годы активно идут эксперименты, показавшие, что это реальность, с каждым разом дальность телепортации растет. Но все они проводились в лабораториях, в условиях, далеких от реальных, из-за чего звучало критика о неприменимости технологии в прикладном ключе. Сейчас же ученым удалось осуществить первую квантовую телепортацию по оптоволоконной сети, пока на расстояние 6 и 7 километров.

Технология, которую использовали китайские и канадские ученые, несколько отличается от той, что использовалась в более ранних экспериментах. Обычно в процедуре участвуют две стороны, их физики называют Алисой и Бобом. Сейчас же в эту схему добавили еще одного «персонажа», он получил имя Чарли. По сути, это передаточное звено в будущей квантовой компьютерной сети, объясняют ученые.

Непосредственно в экспериментах китайские ученые телепортировали кубиты. Их результат будет применим для создания квантовых компьютеров. Канадские исследователи работали с парами фотонов, их перспективная задача — разработка новых систем квантового шифрования.