Материалы портала «Научная Россия»

Профессора РАН: как молодые ученые меняют российскую науку

Профессора РАН: как молодые ученые меняют российскую науку
Разработка стратегии научно-технологического развития страны, участие в решениях Российской академии наук и популяризация науки – такие задачи решают профессора РАН, молодой кадровый резерв академии.

Разработка стратегии научно-технологического развития страны, участие в решениях Российской академии наук и популяризация науки – такие задачи решают профессора РАН, молодой кадровый резерв академии.

Эксперимент от 500 к 1500 

Общее собрание профессоров Российской академии наук прошло 30 ноября в Центральном доме ученых. Участники заседания подвели итоги работы профессоров академии, которые впервые были избраны в 2015 году – тогда почетного звания удостоились 492 ученых, докторов наук моложе 50 лет из 13 отделений академии.

По словам президента РАН Александра Михайловича Сергеева, который выступил с приветственным словом, пришло время подвести первые итоги этого эксперимента.

«Инициатива (выборы профессоров РАН) представляет для нас очень большой интерес. Прежде всего, мы планировали включить в работу РАН, в активизацию научной деятельности в стране нашу молодежь, которая действительно хочет работать», - пояснил А.М. Сергеев.

По его словам, в марте 2018 года, в ходе общего собрания РАН, пройдут довыборы профессоров на освободившиеся места тех ученых, которые пошли на повышение - стали член-корреспондентами РАН.

«Мы не хотели бы существенно расширять состав профессоров. Предполагается сохранить его в размере 500 человек – посмотрим, как строится их работа, чтобы понять, нужно ли расширять численность до 1,5 тыс, как это планировалось изначально», - пояснил президент РАН.

Помощник президента России Андрей Александрович Фурсенко, который также присутствовал на собрании, считает, что на профессоров, молодой состав российской науки, ложатся важные задачи, в том числе в разработке Стратегии научно-технологического развития страны, в поиске ответов на вызовы современности.

«От науки, и не только российской, сегодня зависит очень многое. По целому ряду направлений мы оказались в переломном моменте – перед нами стоят вопросы, связанные с цифровой экономикой, вопросы, связанные с биологией и генетикой. Так, возникла абсолютно новая ситуация, связанная с медициной, сельским хозяйством, когда все исследования происходят на стыке нескольких наук, так называемые когнитивные исследования. И я призываю собравшихся сегодня здесь в зале принять участие в их решении», - заключил А.А. Фурсенко. 

С ним согласился заместитель министра образования и науки Григорий Владимирович Трубников, который отметил, что важно привлекать профессоров РАН к разработке Стратегии научно-технологического развития (НТР) России на период 2018- 2025 годов. 

«Недавно было подписано соглашение между РАН и Министерством образования о существенном и качественном расширении фронтов сотрудничества. Кроме экспертизы академия активно будет вовлекаться в процессы интеграции науки и образования, разработке законопроектов, работе, связанной с выработкой стратегии НТР, популяризации науки, аттестации научных кадров и так далее», - напомнил Г.В. Трубников.

Он пригласил профессоров РАН войти в проектный офис, который будет создан до 1 января 2018 года для реализации новой программы НТР, создать «мозговой штаб, крайне энергичную структуру». Кроме того, Трубников предложил молодому составу РАН возглавить подразделения министерства, занимающиеся вопросами науки, чтобы «усилить» ведомство.

Первые результаты профессорского корпуса

По словам уже бывшего профессора РАН Алексея Анатольевича Громыко, который был избран член-корреспондентом академии, на протяжении 2017 года профессора вели работу по нескольким основным направлениям: содействие принятию решений РАН, определение приоритетов развития российской науки, экспертное сопровождение проектов и так далее. 

«Деятельность профессоров РАН идет по нескольким направлениям – формирование приоритета развития науки на долгосрочную перспективу, повышение эффективности научных исследований, повышение качества научной экспертизы, совершенствование системы управления РАН и ее внешних коммуникаций», - пояснил А.А. Громыко, выступавший на собрании с докладом.

По его данным, около 100 профессоров РАН включены в различные экспертные советы министерств и ведомств, Госдумы, Совета Федерации. Многие профессора вошли в корпус экспертов РАН, где насчитывается более 7 тыс человек. 

«При содействии профессоров РАН удалось продвинуться в формировании научного пространства нашей страны, выработке предложений по повышению производительности труда ученых, по повышению эффективности развития науки в регионах и так далее», - напомнил А.А. Громыко.

Также корпус профессоров РАН работает над планом реализации Стратегии НТР и участвует в работе специальной группы, созданной при Минобрнауки. По части решения практических задач, профессорам удалось, например, подготовить модель исследовательской аспирантуры, предложения по повышению публикационной активности – эти материалы были переданы на рассмотрение в Минобрнауки, отметил докладчик.

Кроме того, профессора РАН, как напомнил Громыко, принимают активное участие в популяризации науки: проводят лекции для студентов и школьников, участвуют в научно-практических конференциях и форумах, в том числе под эгидой РАН. 

«Я считаю, что профессорский корпус крепко встал на ноги и доказал за прошедшие почти два года свою востребованность», - заключил А.А. Громыко.

Закон о науке: 109 поправок

Одной из важных задач профессоров РАН стало участие в разработке нового федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», который начали готовить депутаты Госдумы еще в 2016 году. Это сейчас одна из самых горячих тем в научном сообществе, которая вызвала на собрании бурную дискуссию. 

По словам одного из участников обсуждения законопроекта в Госдуме, профессора РАН Александра Лутовинова, один из критических моментов обсуждения законопроекта в парламенте – это предложение ученых убрать инновации в отдельный законопроект. Но пока понимания по этому вопросу достигнуто не было.

«Это рамочный закон, где отсутствуют механизмы реализации – можно что угодно писать, но если нет механизма реализации, то закон работать не будет, – начал перечислять недостатки законопроекта Лутовинов. – Не прописано понятие правового статуса научного работника, научного коллектива – согласно первому варианту законопроекта, научным сотрудником мог назвать себя фактически любой человек».

По его словам, упущен очень важный момент - в последнем варианте документа не прописана ключевая роль РАН в реализации научной деятельности в стране.

«Грубо говоря, в этом законе роль РАН сведена к нулю и даже не прописано, что она выполняет экспертные функции. С нашей точки зрения, это не правильно», - пояснил Лутовинов. 

По его данным, профессора РАН подготовили для Госдумы 109 замечаний по законопроекту о науке, из них принято 29, еще 14 приняты частично или формально. 

«Существующая редакция фактически не самая хорошая, но эволюция относительно предыдущей редакции есть, учтены замечания. Понятно, что это не то, что мы хотим. Но я не сторонник революции, я сторонник эволюции. Нужно подойти разумно к этому документу, чтобы мы все были довольны», - прокомментировал замечания Г.В. Трубников. 

Стратегия – на сотрудничество

Еще один большой блок деятельности профессоров академии – работа над планом реализации Стратегии научно-технологического развития страны до 2025 года. По словам члена-корреспондента РАН Юрия Юрьевича Ковалева, была организована специальная группа, занимающаяся этой проблемой. Первая реакция на Стратегию, которую профессорский корпус направил Министерству образования в январе 2017 года, была крайне негативной. Причем, по словам Ковалева, не только профессора РАН оценили план реализации стратегии на «неудовлетворительно», - были замечания и от других структур.

«В результате, в феврале 2017 года была подготовлена вторая редакция, которая в значительной степени отличалась от первой, она была разработана при непосредственном участии Г.В. Трубникова. Новый вариант был воспринят рабочей группой профессоров РАН более позитивно, и с ним мы продолжили работу», - рассказал Ю.Ю. Ковалев, выступавший с докладом перед собранием.

По его словам, значительное количество предложений профессоров РАН было учтено, наладилась очень хорошая рабочая связь с Министерством образования. 

«Хотя при прочтении финальной версии складывается впечатление, что часть наших идей выпала. Вероятно, это произошло из-за последующего значительного укрупнения пунктов плана реализации Стратегии. Однако мы готовы участвовать и дальше в реализации этого плана, чтобы наши идеи нашли воплощение в жизни», - пояснил Ковалев.

В качестве примера докладчик привел проблему научного госконтракта, когда научному институту поручается разработка уникального оборудования, которого раньше никогда не было. Так как оно экспериментальное, то бывают ситуации, что к определенному сроку оно не готово.

«И если вы не успеваете к оговоренной в контракте дате, и выдаете показатели, недотягивающие до того, что прописано в договоре. То, согласно законодательству, в этом случае вы платите штраф. Поэтому нужно в положении о госконтракте учитывать особенность экспериментальных разработок, чтобы таких ситуаций не было. Эти вопросы уже обсуждались, и находят понимание», - пояснил Ю.Ю. Ковалев.

При этом в план реализации Стратегии НТР уже включены ряд пунктов, предложенных профессорами РАН. В том числе, по созданию системы грантовой поддержки молодых исследователей - со школы и до сотрудников научных институтов, по разработке программ популяризации науки, по обеспечению свободного доступа к научно-технической информации, по поддержке и реализации крупных инфраструктурных проектов, по решению проблемы бюрократизации – снятия барьеров для сотрудников научных организаций и других.

«Коллеги, посмотрите, как много важного и полезного прописано в плане. В ближайшие 1-2-3 года, если нас действительно интересует, чтобы это было реализовано, необходимо этим заниматься вместе с РАН и Министерством образования», - призвал докладчик присутствующих в зале профессоров.

В завершении собрания президент Академии А.М. Сергеев напомнил, что сначала скептически отнесся к идее выборов профессоров РАН, что у него были сомнения в целесообразности этой затеи.

«Сомнения были связаны с тем, что РАН находилась и находится не в очень хорошей форме. Мне казалось, что одна из целей реформы академии, начавшейся в 2013 году, - постепенно сужать влияние РАН. И появления профессоров, как мне виделось, сделает структуру академии еще более рыхлой, тогда как, напротив, надо было консолидироваться и не допускать дальнейшего размывания. Однако оказалось, когда были избраны 500 профессоров, что это действительно свежая молодая кровь. И по ряду направлений сегодня видно, что профессора РАН ведут себя более активно, чем основные члены академии наук. Это очень интересно и очень важно», - заключил президент РАН.

 

Общее собрание профессоров РАН

 

Общее собрание профессоров РАН

Справка: почетное звание профессора РАН было учреждено в 2015 году. Оно присуждается Президиумом академии за выдающиеся научные достижения национального или международного уровня, и только тем ученым, которые не старше 50 лет и не являются членами РАН. Корпус профессоров, таким образом, - кадровый резерв РАН. Профессор может принимать участие в деятельности отраслевых и региональных подразделений РАН, выдвигать свои предложения по работе академии, а также выступать в качестве эксперта.

Первые выборы профессоров РАН прошли в декабре 2015 года. Тогда на каждое место было не менее 5 претендентов. Следующие выборы пройдут 28 марта 2018 года. Ожидается, что они привлекут еще большее внимание молодых ученых.

 

александр сергеев общее собрание профессоров ран профессора ран ран

Назад

Иллюстрации

Все фото

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий