За состоянием пилотов гражданской авиации, когда те за штурвалом, смогут следить в режиме реального времени. В России разрабатывают систему, которая предотвращать нештатные ситуации.

Когда самолет в воздухе, за жизнь десятков человек отвечает экипаж воздушного судна. Авиационная техника становится  современнее и сложнее , количество пассажирских рейсов увеличивается, растет и психологическая нагрузка на пилотов. Ученые занимаются разработкой систем безопасности, которые будут в реальном времени контролировать состояние экипажа.

Самое сложное, при создании таких систем, - это связать параметры полета, характеристики воздушного судна и психофизиологическое состояние пилотов. Коллектив разработчиков Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и факультета информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) предложил модель взаимосвязи этих трех типов показателей. По словам создателей, система сейчас не имеет аналогов по точности и детальности анализа.

«Наша система построена на сравнении действий экипажа с различными типами фрагментов полетов и поведения пилотов из специализированной базы данных. Сегодня только наша модель позволяет учитывать при оценке качества пилотирования не просто нарушения отдельных летных нормативов, а всю совокупность данных о протекании полета, о состоянии воздушного судна и экипажа», – декан факультета "Информационные технологии" МГППУ Лев Куравский.

Состояние пилотов, включая стрессовые состояния, оценивается с помощью отслеживания траекторий движения глаз и других показателей глазодвигательной активности. Степень риска определяется при помощи вероятностных оценок, которые строятся с использованием многомерного статистического анализа и вейвлет-анализа. При достаточной скорости вычислений анализ полетных данных может быть выполнен в реальном времени.

Сейчас система ориентирована на оценку квалификации пилотов при работе на авиатренажерах, в перспективе их адаптируют для установки на самолеты.



Фото: Александр Бурмистров / Научная Россия