Восприятие — это психический процесс, при котором все предметы или явления, действующие на органы чувств человека, воспринимаются им как единое целое, не рассыпаясь при этом на отдельные ощущения.

 

Каждый день в мире происходит большое количество событий, как положительных, так и отрицательных, прямо или косвенно затрагивающих каждого из нас. То, как мы на них реагируем, очень важно, поскольку это на месяцы или годы вперед может определить основной вектор жизни, карьеры, взаимоотношений, ситуацию в стране и т.д.. Допущенные при этом ошибки могут затормозить жизнь или ухудшить ее качество, в то время как правильные решения приведут к ее улучшению.

В психологии восприятие определяется как отражение целостного образа предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом оно не сводится к простой сумме ощущений; помимо них, в него входят процессы осмысления того, что воспринимается, прошлый опыт и другие психические процессы.

В разные времена восприятие понималось по-разному. Так, в древних цивилизациях, его рассматривали как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощущений. Готфрид Вильгельм Лейбниц определял его как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния в со­стоя­ние от­чет­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. Жан Пиаже считал, что это про­цесс, по­доб­ный ре­ше­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных за­дач и за­ви­ся­щий от раз­ви­тия языковых струк­тур или ин­тел­лек­та. А вот Джером Брунер основывал его на про­цес­се ка­те­го­ри­за­ции, — неосознаваемо­го ос­мыс­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ния об от­не­се­нии вос­при­ни­мае­мо­го к то­му или ино­му клас­су объ­ек­тов или про­цес­сов.

В конце XIX в. И.П. Павлов показал, что восприятие имеет физиологическую основу — его формируют условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.

А в XX в. известный психолог Джеймс Гибсон обосновал целостный и структурный характер восприятия.

По его мнению, в его основе находятся комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий — так называемые градиенты, для усвоения которых не тре­бу­ет­ся умо­зак­лю­че­ний или па­мя­ти, дос­та­точ­но про­стой обработки со­от­вет­ст­вую­щей ин­фор­ма­ции.

 

От раздражителя до головного мозга

Основываясь на теориях И.П. Павлова и Гибсона, механизм работы восприятия можно разделить на два этапа. Все начинается с появления того или иного раздражителя, в роли которого могут выступать движения, эмоциональные переживания, различные мыслительные процессы. Они начинают действовать на нервную систему. Под их влиянием в нервных волокнах центральной нервной системы возникает нервное возбуждение, которое передается в нервные центры, и затем — в головной мозг. Там оно попадает в его сенсорные зоны, связанные с нервными окончаниями, имеющимися в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, в нем формируется и обрабатывается определенная информация. Так возникают ощущения.

Далее происходит формирование и обработка законченного и целостного образа: из сенсорных зон головного мозга возбуждение передается в интегративные зоны, в которых и завершается весь процесс. Именно поэтому интегративные зоны зачастую называют перцептивными, причем их задачи отличаются от задач сенсорных зон. Различия между ними отчетливо обнаруживаются при нарушении деятельности той или иной зоны. Так, при нарушении работы зрительной перцептивной зоны наступает так называемая центральная слепота, то есть человек ничего не видит при полной исправности зрительных органов чувств.

Основополагающее свойство восприятия — это способность к формированию целостного и структурированного образа реального мира. Она проявляется в ходе совместной работы всех органов чувств. «С помощью восприятия формируется образ окружающего нас мира на основе тех данных, которые поставляют органы чувств: зрение, обоняние, вкус, вестибулярная чувствительность, слух, тактильные ощущения от прикосновений», — говорит кандидат психологических наук, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Ковалев. Причем все они так прочно связаны между собой, что единый образ возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

Для этого необходима спокойная и беспрепятственная передача воспринимаемой информации по всей нервной системе. В случае возникновения экстремальных ситуаций — риска смерти, дефицита или избытка тех или иных веществ или информации, физического или психического воздействия — могут начаться искажения восприятия: расщепление образов, иллюзии, галлюцинации и т.д. В таком случае необходимо принимать соответствующие меры, в том числе и медицинского характера.

 

Восприятие и социум

Особый интерес представляют эффекты восприятия. Они способны сбить с толку или, наоборот, дать объективную информацию об окружающих людях или происходящем вокруг. Среди таковых можно назвать эффект первичности и новизны — это свойство людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале, если речь идет о незнакомом человеке, или более новой информации, если речь идет о том, кого вы знали раньше. Именно этот и другие эффекты и придают восприятию социальный характер.

Социальность выражается в том, что один человек воспринимает внешние признаки другого, сопоставляет их с его личностными характеристиками и на этом основании пытается понять и спрогнозировать действия и поступки первого. При этом субъект и объект восприятия анализируют не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие. В процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника, а также о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что знание и понимание закономерностей восприятия играет ре­шаю­щую роль в та­ких об­лас­тях че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, парфюмерия, пи­ще­вая промышленность, медиаиндустрия и т.д. Боль­шое прак­тическое зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных сис­тем и систем виртуальной реальности — главным образом, для раз­ра­бот­ки тре­на­жеров, ими­ти­рую­щих нужные ус­ло­вия.

Поэтому колоссальную значимость приобретает детальное изучение нейрофизиологии и нейропсихологии: зон сенсорных систем, механизмов передачи информации, процессов локализации и идентификации и т.д. Помимо решения прикладных задач в тех или иных отраслях человеческой жизнедеятельности, это может помочь в понимании природы за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, а также в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. «Изучение механизма восприятия — это базовый ход для изучения механизма психического отражения окружающей среды», — резюмирует А.И. Ковалев.

Материал подготовлен по открытым источникам.

 

Фото на странице: Brendan Church on Unsplash

Фото на главной странице: Mathilda Khoo on Unsplash