Исследователи выяснили, зачем мировым сообществам боги-морализаторы, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Nature.
У самых популярных современных религий есть одна общая черта: наличие богов или сверхъестественных законов (таких как карма), которые диктуют моральное поведение и наказывают за преступления. Действуй в соответствии с нормами морали, и сверхъестественные силы вознаградят тебя; нарушай правила и будешь наказан.
Но нравоучительные боги, кажется, довольно редки в истории человечества. Исследователи знают из этнографии, что боги обществ охотников-собирателей, например, не особо заботятся о людях, а тем более об их моральном поведении. Многие из них вместо этого сосредотачиваются на природе. Теперь новое исследование проверяет популярную гипотезу о том, почему в конце концов победили морализирующие боги.
Многие ученые утверждают, что морализирующие боги были необходимы для построения больших обществ. Эта идея иногда известна как гипотеза «больших богов», хотя она применима и к безличным сверхъестественным моральным законам, таким как карма. Охотники-собиратели живут небольшими группами, в которых все знают всех остальных, поэтому аморальное поведение практически гарантировано будет обнаружено и наказано. Но в более крупных, более анонимных обществах - от сетей взаимосвязанных деревень до первых городов - люди могут нарушать правила, чтобы никто не заметил. Если бы все так поступали, общество развалилось бы, поэтому нужны были морализирующие боги, чтобы следить за всеми и поощрять сотрудничество, а не мошенничество. Чем больше людей сотрудничают, тем больше может расти общество.
Чтобы проверить эту идею, команда исследователей использовала новую историческую базу данных под названием Сешат (названа в честь древнеегипетской богини мудрости). Сешат содержит информацию о размерах, правительствах, вооруженных силах, религиях, экономике и многих других характеристиках обществ за последние 10 000 лет, что позволяет исследователям количественно и качественно сравнивать их.
Ученые проанализировали 414 обществ из 30 регионов мира, от глубокого прошлого до промышленной революции. Они классифицировали каждое общество по 51 критерию социальной сложности, например, сколько людей принадлежало к нему и было ли у его правительства иерархическое руководство. Они также пытались определить, верило ли каждое общество в морализирующего бога (или богов) или в сверхъестественный закон, который обеспечивает такие ценности, как справедливость и лояльность. Это «очень амбициозно», говорит Кэрол Эмбер - антрополог из Йельского университета, работающий в разных культурах и не участвовавший в новом исследовании.
В больших обществах, как правило, были нравоучительные боги, тогда как в небольших обществах их не было, сообщает сегодня команда Nature. Но когда исследователи сосредоточились на 12 регионах, в которых они могли исследовать общества до и после появления нравоучительных богов, они обнаружили, что нравоучительные боги постоянно появлялись после того, как общество уже стало большим и сложным.
Это означает, что эти божества не могли бы помочь обществу в его первом всплеске роста, говорит Патрик Сэвидж - антрополог и этномузыколог из Университета Кейо в Фудзисаве (Япония) и автор нового исследования. Он предполагает, что на этапе первого развития сотрудничества важнее, чем вера в морализирующих богов, оказывалось участие в религиозных ритуалах, появляющихся по мере роста социальной сложности. По его словам, когда общество достигает 1 миллиона человек или около того, боги-морализаторы начинают стабилизировать сотрудничество между людьми, которые могут иметь разные языки, этнические или культурные корни.
Это «интересная альтернативная гипотеза», которая заслуживает изучения, говорит Эдвард Слингерланд - историк из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада), который помог разработать гипотезу «больших богов». Но он беспокоится о достоверности данных Сешата, потому что большинство из них были собраны и классифицированы научными сотрудниками, а не опытными историками.
«Людям действительно придется внимательно изучать данные», и это
справедливо, добавляет Квентин Аткинсон, эволюционный психолог из
Университета Окленда в Новой Зеландии, который не участвовал в
новом исследовании. Например, он указывает на то, что письменные
или археологические свидетельства морализирующих богов, вероятно,
появились сильно после того, как в них начали верить, - и это
отставание может исказить время их появления в базе данных, такой
как Сешат, а от качества этой информации зависит очень
многое.
[Фото: sciencemag.org]