В наше время поток информации настолько стремителен, что удержать в голове даже текущие дела крайне сложно, а запомнить что-то более объемное кажется немыслимой задачей. Однако еще древние греки придумали способ запоминать большое количество информации быстро и надежно. О мнемонических техниках читайте в нашем материале.
Помните рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»? Герой на протяжении всей истории пытается вспомнить фамилию человека, который «первосортно» заговаривает больные зубы. Фамилия у него лошадиная, но вспомнить никак не удается, потому что всплывает очень много ассоциаций – и все не те.
«Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло...», - негодует Иван Евсеич.
По сути, герой невольно использовал один из приемов мнемотехники, но неверно создал образ. Ассоциация слишком неточная (фамилия была Овсов), поэтому он запутался в вариантах. Используя приемы запоминания, нужно быть аккуратным. Однако если вы правильно все придумаете, то информация будет храниться в памяти долго.
Что такое мнемоника?
Умение помнить – это тоже искусство. Именно такой вывод мы сделаем, если расшифруем понятие «мнемоника», которое переводится с древнегреческого языка как «искусство запоминания». Сегодня этот термин воспринимается как совокупность приемов, облегчающих запоминание информации различных объемов, чаще всего с помощью аналогий или ассоциативных связей.
Человек связывает конкретный факт или набор данных с визуальным, звуковым или чувственным образом, который уже есть в памяти. Нередко «мнемоника» употребляется в значении визуализации информации. Эта техника имеет явное преимущество перед простым зазубриванием: наполняя слово или факт каким-либо личным содержанием, мы закрепляем его в своей памяти на долгое время. Это напоминает систему внутреннего письма: мы будто прописываем в уме связи между фактом и образом, расставляя важные для запоминания акценты.
Как появились мнемонические техники?
Искусство запоминания пришло к нам из древности, когда люди не владели письменностью, но должны были запоминать большое количество текстов. Например, жрецы и шаманы должны были проводить длительные обряды и держали в голове множество заклинаний, а древние сказители пели долгие куплеты о странствиях и легендах. Даже с появлением письменности запоминание осталось важной составляющей для людей определенной профессии, так как книги переписывались долго и были недешевым удовольствием.
Одно из первых зафиксированных упоминаний о мнемонической практике мы встречаем в трактате Цицерона «Об ораторе», где автор рассказывает читателям историю стихотворца Симонида и описывает несчастный случай, который произошел на пиру. После того, как поэт прочитал свою оду и покинул помещение, в зале обвалилась кровля. Все гости погибли, при этом опознать их было практически невозможно. Однако Симонид смог указать место каждого, восстановив в памяти этот вечер. Именно так он пришел к мысли о том, что для запоминания необходимо упорядочить мысли и закрепить их за определенными образами. Позже мнемоника рассматривалась во многих сочинениях древних греков как часть риторики, без которой овладеть искусством слова было просто невозможно.
Метод Квинтилиана
В одном из своих трудов римский ритор Квинтилиан описал способ усвоения информации, названный позже архитектурным типом запоминания. Этот метод построен на формировании в памяти ряда мест, наполненных различными образами.
Представляем большое здание с различными комнатами. Мысленно украшаем их картинами, статуями, барельефами – всем, что душе угодно. Декор – кладезь тех самых образов, которые помогут нам вспомнить необходимую информацию (Квинтилиан приводит в пример якорь и меч). Простраиваем маршрут по нашему зданию, последовательно вспоминая о каждой детали в каждой комнате. В итоге мы восстановим все необходимое, не пропустив важных моментов.
Так якорь напомнит о вопросах мореплавания, а меч не позволит пропустить фрагмент о военных действиях в истории. В конце маршрута ваши зашифрованные маячки сложатся в стройный рассказ опытного оратора.
Современные приемы и техники
Сегодня среди основных мнемонических приемов выделяют:
- создание фразы из первых букв необходимых для запоминания слов;
- подбор рифмы;
- созвучия;
- яркие и необычные ассоциации;
- запоминание через пространство (архитектурный тип);
- численные закономерности и многое другое.
Способ №1. «Расставляем» таблички
Создаем в уме образные ассоциации. Например, вам необходимо выучить длинное стихотворение. Обозначьте каждую строфу каким-либо символом для себя. Выстройте эти символы в четкой и неизменной последовательности. Можно представить дорогу от местного супермаркета до вашего дома и расставить на пути необходимые знаки: каждый раз, рассказывая стихотворение, проходите мысленно по своему пути и собирайте знаки, оставленные вами. Напоминает подход Квинтилиана, но немного осовремененный.
Способ №2. Строим диалог
Или же, напротив, мы можем использовать слова или стихи, чтобы запомнить сложное и длинное число. Так для запоминания значения числа пи известный математик и педагог Яков Исидорович Перельман предложил такой диалог:
— Что я знаю о кругах?
— Вот и знаю я число, именуемое Пи. — Молодец!
— Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать
Расшифруем? Количество букв в каждом слове обозначает конкретное число.
— π ≈ 3,1416
— π ≈ 3,1415927
— π ≈ 3,14159265359
Способ № 3. Используем первые буквы
Хорошо известный нам с детства способ запоминания цветов радуги с помощью поговорки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), –может быть преобразован в нечто более сложное и практичное. Например, порядок прилагательных в предложении в английском языке часто запоминается учениками через хитрое слово OPSHACOM, что означает: opinion, shape, age, color, origin, material. А стихотворные трехсложные размеры можно запомнить через слово ДАМА, что означает дактиль, амфибрахий и анапест.
Способ №4. Созвучия
Это очень удобный способ для изучения иностранного языка. Если вы не можете запомнить какое-то иностранное слово, подумайте, с каким словом из родного для вас языка вы можете его сопоставить. Слова могут быть разными по значению, но обязательно должны быть похожими по звучанию.
Способ №5. Запоминаем лица
Если вы проходите мимо соседа по лестничной клетке и не узнаете его, не расстраивайтесь. Способ запомнить лица есть, и он очень простой. Отметьте в необходимом человеке деталь, которая бросается вам в глаза: глубоко посаженные глаза, острый нос, большие губы, красивый цвет волос или татуировка на плече. В следующий раз, когда вы увидите эту деталь, она тотчас выведет вас на нужного человека.
Для детей
При работе с детьми тоже используют различные практики запоминания. Так, например, существуют мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадраты – это карточки с изображением новых для ребенка понятий в виде веселых, простых и понятных картинок.
Мнемодорожки – правильная последовательность квадратов (карточек), которую необходимо восстановить в процессе обучающей игры.
Мнемотаблицы – это набор карточек, который рассказывает длинную историю, необходимую для запоминания.
Карточки удобны и для взрослых, если вы хотите быстро и в удобном формате запомнить новые слова на иностранном языке. Напишите с одной стороны слово на языке оригинала, а с другой – его перевод. Проверяйте себя по карточкам в разном порядке и с разных сторон, так информация быстрее усвоится.
Материал подготовлен по данным из открытых источников с опорой на mnemotexnika.narod.ru и bukva.info
Фото на странице и на главной странице сайта: wayhomestudio / Фотобанк Freepik