Наблюдая за молодой звездой с помощью телескопа ALMA, ученые из Университета Лидса (Великобритания) обнаружили, что рядом с молодой звездой рождается не планета, а еще одна звезда. Результаты исследование опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Первоначальный и основной объект исследования астрономов – молодая массивная звезда MM 1a, окруженная вращающимся диском из газа и пыли. Второй объект, MM 1b, был обнаружен непосредственно за диском на орбите вокруг MM 1a.

«В звездах с низкой массой, таких как наше Солнце, именно в этих дисках могут формироваться планеты. В данном же случае звезда и диск, которые мы наблюдали, настолько массивны, что вместо того, чтобы наблюдать формирование планеты на диске, мы видим, как рождается другая звезда», – отмечает доктор Джон Айли (Dr John Ilee) из Университета Лидса.

Измеряя количество излучения, испускаемого пылью, и небольшие, едва заметные сдвиги частоты света, который излучается газом, исследователи смогли рассчитать массу ММ 1a и ММ 1b. Первая – крупная – звезда весит в 40 раз больше массы нашего Солнца, а вторая – меньше половины массы звезды нашей системы.

По словам авторов работы, многие массивные звезды «постарше» встречаются в сопровождении «компаньонов». Но часто двойные звезды почти одинаковой массы и они, скорее всего, сформировались вместе – как братья и сестры. Поиск молодой двойной системы с соотношением масс 80:1 очень необычен и предполагает совершенно разные процессы формирования для обоих объектов. Вероятно, MM 1b образуется во внешней области холодного массивного диска крупной звезды. Эти «неустойчивые» диски не способны противостоять мощи собственной гравитации – под ее влиянием они разрушаются, и в результате остается один или несколько фрагментов диска.

Исследователи отмечают, что недавно обнаруженная молодая звезда MM 1b также может быть окружена собственным диском, в котором могут образоваться планеты. Однако, эта планетная система долго не просуществует.

[Изображение и фото: J. D. Ilee / University of Leeds]