Команда археологов и генетиков из Англии, Марокко и Германии сумела выделить ДНК древних людей, живших в Марокко 15 000 лет назад. Это самый древний генетический материал африканцев, который удалось получить на данный момент. Его анализ позволил сделать некоторые интересные и неожиданные выводы об истории распространения Homo sapiens по Африке и Евразии. Подробная статья об исследовании опубликована в журнале Science.

Речь идет о древних людях, останки которых были найдены в 1960-х годах в Гроте голубей на северо-востоке Марокко. Их хоронили сидя, с продвинутыми по тем временам орудиями труда (такими, как наконечники стрел) и украшениями. На основании этого археологи XX века предположили, что эти люди были частью более продвинутой европейской культуры, мигрировавшими в Северную Африку из Средиземное море. В частности, их считали родичами распространенной тогда в Испании и южной Франции граветтской културы, и назвали поэтому «иберо-мавританцами».

Однако теперь анализ ДНК полностью опроверг это уже успевшее укорениться в научном сообществе представление. Оказалось, что «иберо-мавританцы» (которых теперь, видимо, следует назвать как-то по другому) не имели генетических связей с тогдашними европейцами, а были родственны древним жителям Ближнего Востока и Субсахарской Африки.

Это открытие заставляет существенно пересмотреть существующие представления о путях и времени миграции разных групп людей с Черного континента. Похоже, что Северная Африка играла в этом процессе более важную и интересную роль, чем считалось.

«Увлекательно впервые изучать ДНК доисторических жителей Северной Африки. Через этот регион проходили разные волны миграций, реконструировать которые, изучая генетический материал современных людей, почти невозможно», — прокомментировал работу коллег популяционный генетик Дэвид Райх (David Reich) из Гарвардского университета.

[На фото: скелет древнего человека из Грота голубей, из которого была взята проба ДНК. Abdeljalil Bouzouggar]