Чтобы Россия стала конкурентоспособной в ключевых направлениях технологического развития, необходимы специалисты, способные генерировать уникальные решения для формирующихся индустрий. Подготовка таких кадров ― важнейшая задача современного образования на всех уровнях. О подготовке инженеров и других квалицированных специалистов в приоритетных для России направлениях говорили 6 февраля в преддверии Дня российской науки на заседании Совета по науке и образованию, которое провел президент РФ Владимир Путин.

Заседание Совета по науке и образованию Фото: kremlin.ru

Заседание Совета по науке и образованию 

Фото: kremlin.ru

 

Глава государства отметил, что в настоящее время  ситуация в экономике и глобальной конкуренции быстро меняется, а учитывая чувствительный для предприятий дефицит кадров, нужно предпринимать нестандартные и экстраординарные шаги.

«Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего, речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров ― от школы до университета. Такой позитивный, востребованный опыт есть у значительной части регионов с высокой концентрацией промышленности. Надо его активно распространять. <…> Помимо решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего нужно формировать задел в компетенциях на годы вперед, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, наши учреждения ― школы, колледжи, вузы ― и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование нужно обязательно закладывать в логику наших действий, ставить такую задачу при разработке новой стратегии развития образования до 2040 г.», ― сказал Владимир Путин.

Президент также отметил, что техническое образование должно быть прежде всего фундаментальным, а необходимая база знаний математики и естественных наук формируется еще в 5–9 классах. Потому качество преподавания этих предметов должно быть высоким во всех школах страны, а не только в лидирующих. Для этого требуется увеличить количество учителей по приоритетным дисциплинам и качество их подготовки. Глава государства поручил Российской академии наук и Российской академии образования комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сделать учебный материал доступным, понятным и интересным для школьников.

Владимир Путин обратил внимание на то, что совмещение учебы и работы становится нормой для многих студентов, и это требует поддержки: «Прежде всего, считаю необходимым вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, и использовать гибридные форматы обучения, которые не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования, разумеется, не в ущерб качеству. Также предлагаю при разработке нормативной базы новой модели отечественной высшей школы предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определенного цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определенной квалификации, при желании пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования. Такие же возможности должны быть и у выпускников техникумов, колледжей, которые захотят стать инженерами, получить высшее образование в будущем».

Глава Росатома Алексей Лихачев отметил, что технологическое лидерство, которого добивается Россия в атомной сфере, подразумевает и лидерство в образовании. Необходимо сформировать программу, которая усилит физическое, математическое естественно-научное образование в школах. Алексей Лихачев также предложил, как во времена СССР, сделать стажировки в школах обязательной частью образовательного процесса для студентов старших курсов педагогических вузов и привлекать на работу в школу по совместительству молодых инженеров, которые смогли бы получить дополнительную педагогическую квалификацию.

«Наша система образования должна развиваться не только в интересах страны, но и быть конкурентной и востребованной на мировом уровне. За основу можно взять много практик. Мы предлагаем наш флагманский проект “Обнинск Тех”, который сегодня становится самой привлекательной точкой ядерного образования на планете. К нему высок интерес не только с точки зрения ядерных технологий, но и с точки зрения образования зарубежной молодежи вообще. И, конечно же, нам бы тоже хотелось, чтобы этот проект имел определенный патронаж правительства как с точки зрения развития материальной базы, так и укрепления международного сотрудничества», ― сказал Алексей Лихачев.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что в последние годы министерство реализовало несколько инициатив, направленных на повышение качества инженерного образования. Это в том числе проект «Передовые инженерные школы».  Сегодня у 50 школ около 250 крупных партнеров, среди которых Ростех, Росатом, Роскосмос, крупные ресурсодобывающие компании и др. Валерий Фальков отметил, что по сравнению с 2020 г. прием на инженерные программы вырос на 21%, а в 2024 г. доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема достигла 41%.

«Назрела необходимость обновления механизма планирования и установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Уже в этом году будем планировать бюджетные места с учетом прогноза кадровой потребности <...>. Кроме того, при планировании будем учитывать и неизбежный отсев за время обучения. По некоторым специальностям отсев действительно достаточно высок», ― сказал Валерий Фальков.

В конце заседания  глава государства Владимир Путин отметил, что в России необходимо разработать эталонные учебные программы по инженерным специальностям, создать своего рода интеллектуальный фонд России в области инженерного образования.

«В этой сфере нельзя действовать вразнобой. Я согласен с теми, кто говорил, что нужно объединять усилия, формировать такую среду, в которой постоянное развитие будет нормой и жизненной необходимостью для каждого студента и специалиста. А соответствующие возможности для этого нужно создавать, в частности, выстраивать систему стажировок в реальном секторе экономики, организовывать по всей стране специальные площадки, чтобы у инженеров, специалистов-практиков была возможность встречаться, находить пути для решения сложных технологических задач», ― подвел итоги Владимир Путин.

Фото: kremlin.ru