В течение многих лет исследователи из MPI-EVA собирали и анализировали древние ДНК людей, живших в течение последних десятков тысяч лет. Анализ этих данных позволил проследить перемещение и смешение людей и даже обнаружить древние патогены, которые влияли на их жизнь. Одно из таких редких состояний, известное как синдром Дауна, в настоящее время встречается примерно у 1 из 1000 новорожденных, сообщает Институт антропологии Макса Планка. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

К своему удивлению, Адам Бен Рорлах и его коллеги выявили 6 человек с необычно высоким количеством последовательностей ДНК из 21-й хромосомы, которые можно было объяснить только наличием дополнительной копии хромосомы 21. Один случай с церковного кладбища в Финляндии был датирован XVII – XVIII веком.

Остальные пять человек были гораздо старше: от 5 000 до 2 500 лет до нашей эры, они были найдены на стоянках бронзового века в Греции и Болгарии, а также железного века в Испании. Во всех случаях исследователям удалось получить множество дополнительной информации об останках и захоронениях.

Если сегодня люди с синдромом Дауна могут прожить долгую жизнь, часто с помощью современной медицины, то в прошлом это было не так. Оценка возраста по скелетным останкам показала, что все 6 человек умерли в очень раннем возрасте, и только один ребенок достиг примерно одного года. Все пять доисторических захоронений находились в пределах поселений и в некоторых случаях сопровождались особыми предметами, такими как ожерелья из цветных бусин, бронзовые кольца или морские раковины. «Эти захоронения показывают нам, что об этих людях заботились и ценили их как часть древнего общества», – говорит Рорлах, ведущий автор исследования.

Хотя целью исследования был поиск случаев синдрома Дауна, ученые также обнаружили человека с другим заболеванием. Среди примерно 10 000 исследованных образцов ДНК у одной особи была неожиданно высокая доля древних последовательностей ДНК хромосомы 18, что свидетельствовало о том, что она является носителем трех копий этой хромосомы. Известно, что три копии хромосомы 18 вызывают синдром Эдвардса – состояние, связанное с более серьезными проблемами со здоровьем, чем синдром Дауна.

Синдром Эдвардса встречается реже, чем синдром Дауна, и составляет менее 1 случая на 3 000 рождений. Эта находка тоже была сделана в одном из испанских поселений железного века, что оставляет исследователям загадку, которую предстоит разгадать. «На данный момент мы не можем сказать, почему находим так много случаев в этих местах, но мы знаем, что они принадлежали тем немногим детям, которые получили привилегию быть похороненными внутри домов после смерти. Это уже намек на то, что их воспринимали как особенных младенцев», – говорит Роберто Риш, археолог из Автономного университета Барселоны, занимающийся внутрипогребальными обрядами.

Поскольку количество образцов ДНК древних людей продолжает расти, авторы планируют расширять исследования. «Мы хотели бы узнать, как древние общества реагировали на людей, которые, возможно, нуждались в помощи или просто были немного другими», – говорят ученые.

[Фото: © Gobierno de Navarra/J.L. Larrion]