Первый в мире серийный гиротронный  комплекс для Международного термоядерного реактора «ИТЭР» создан в России в Нижнем Новгороде учеными ИПФ РАН совместно с НПП «ГИКОМ» и ЗАО «РТСофт».

В октябре 2017 года члены международной комиссии, в состав которой вошли руководители и специалисты Российского Агентства «ИТЭР» и Международной организации «ИТЭР» провели испытания прибора, после чего с резолюцией «принято» подписали протокол. Гиротроны для ИТЭР разрабатываются несколькими международными кооперациями: страны ЕС, Индия, Российская Федерация и Япония. Всего на установке ИТЭР будут использоваться 24 мегаваттных гиротронных комплекса с частотой 170 ГГц и мощностью 1 МВт каждый  и, по крайней мере, 8 из них будут российские.

Гиротронный комплекс – это сложная установка, включающая в себя около 30 различных систем (сверхпроводящий магнит, не требующий заливки жидким гелием, другие вспомогательные магниты, источники питания, система охлаждения, система управления и прочее), поэтому в его создании принимают участие ученые разных научных направлений. Но сердцем комплекса  является гиротрон – источник мощного когерентного электромагнитного излучения в миллиметровом диапазоне. В России приоритет в его изобретении принадлежит ученым из ИПФ РАН. Сегодня более половины действующих экспериментальных установок по нагреву плазмы в мире оснащены нижегородскими гиротронами, для производства которых двадцать пять лет назад было создано Научно-производственное предприятие «ГИКОМ».

Гиротронный комплекс для Международного проекта «ИТЭР» потребовал от разработчиков серьезного и длительного цикла исследований, т.к. был обусловлен рядом требований,  предъявляемых проектом «ИТЭР».  Прототип комплекса с необходимыми параметрами (мощность 1 МВт, частота 170 ГГц, коэффициент полезного действия 50 %, длительность импульса 1000 с) нижегородцы создали в 2015 году, первыми из всех стран участниц проекта.

Для справки

ИТЭР (с английского ITER – International Thermonuclear Experimental Reactor) – самый крупный исследовательский проект 21 века, его целью является долгожданная демонстрация управляемого термоядерного синтеза как коммерчески выгодного источника практически неисчерпаемой и экологически чистой энергии. Международная кооперация по созданию установки включает 7 участников – это страны ЕС, выступающие как единое целое, Индия, Китай, Республика Корея, Россия, США, Япония. Стоимость строительства реактора оценивается в 15 миллиардов евро.

Проектирование реактора уже завершено и начато его сооружение. Местом для строительства выбран французский ядерный центр Кадараш, расположенный недалеко от Марселя. Окончание строительных работ планируется в 2017 году, пуск установки и начало экспериментов с плазмой – в 2021 году, переход к основным экспериментам с термоядерным горючим  (смесью дейтерия и трития) планируется начать в 2027 году.