Сюй Шухуа (Shuhua Xu), специалист по генетике популяций, из шанхайского Института Биологических наук Академии Наук КНР, и его коллеги исследовали генетический состав населения Тибетского плато. Выяснилось, что генный пул современных тибетцев сформировался в период между 15 и 9 тысячами лет назад, и примерно тогда же стали появляться генетические мутации, защищающие тибетцев от гипоксии. О своих результатах ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале American Journal of Human Genetics.

Тибетское Плато, еще известное как «Крыша Мира», со средней высотой 4500 метров — холодное и засушливое место, где концентрация кислорода в атмосфере вдвое меньше, чем на уровне моря. Долгое время считалось, что современные люди заселили его не ранее, чем 15 000 лет назад, однако новые генетические и археологические данные свидетельствуют, что это произошло намного раньше  возможно, 62 000 лет назад, в середине последнего ледникового периода.

Было проведено полное секвенирование геномов 38 этнических тибетцев и сопоставление полученных данных с геномными последовательностями представителей других этнических групп. «Древность последовательностей специфичной для тибетцев ДНК оказалась большой неожиданностью, — сказал Сюй Шухуа. — Она прослеживается до их предков, живших в период от 62 до 38 тысяч лет назад, представляя, возможно, древнейшее население Плато».

После этого первого заселения климатические условия ледникового периода ужесточились, возможно, потому, что пути миграции были перекрыты ледяными щитами. В результате генетические смешивания между тибетцами и нетибетцами практически прекратились на десятки тысяч лет. Затем, уже в период между 15 и 9 тысячами лет назад, началась самая большая волна миграции в Тибет. Полученные данные хорошо согласуются с другими независимыми наборами данных, показывающими, что генетические мутации, защищающие их от гипоксии, тибетцы начали приобретать в период от 12 до 8 тысяч лет назад.

Согласно полученным данным, 94% набора генов современных тибетцев принадлежат современным людям — возможно,  тем, кто пришел в Тибет со второй волной миграции, а остальные — вымершим гомининам. В первой части генома тибетцев 82% подобны геномам народов Восточной Азии, 11% — геномам народов Центральной Азии и 6% — геномам народов Южной Азии.

Кроме того, обнаружился сегмент специфичной для тибетцев ДНК, в высокой степени гомологичный геному Усть-Ишимского человека, жившего в Сибири 45 000  лет назад, и нескольких вымерших видов человека, включая неандертальцев, денисовцев и неизвестные группы. Этот сегмент содержит восемь генов, один из которых известен как критически важный для адаптации к большим высотам. Сюй Шухуа предполагает, что гибрид всех названных видов мог быть общим предком представителей популяции, существовавшей на Плато до максимума последнего оледенения.

Необычная генетическая непрерывность со времени первого заселения Плато позволяет предположить, Плато оставалось заселенным в самые суровые времена — хотя традиционно считается, что первые жители Плато вымерли. «Там было много мест, где жить было можно, например долины крупных рек», — сказал Дейвид Чжан (David Zhang), географ из Гонконгского университета. Кроме того, гипотезу континуитета подтверждают и археологические находки на Плато, датируемые периодом от 39 до 31 тыс. лет назад — каменные орудия и останки людей на берегу реки Салуин в юго-восточной части Тибетского Плато.

Результаты могут иметь и практическое применение — могут помочь раскрытию тайны происхождения тибетцев и дать указания на то, как люди адаптировались к низкому содержанию кислорода на этих высотах.