Ровно 106 лет назад, 3 августа 1916 г., на верфях английского города Ньюкасла на воду спустили ледокол «Святогор», ставший позднее известным под названием «Красин». Ему было суждено стать свидетелем и участником многих знаменательных событий истории России и мира XX столетия: революции 1917 г., Гражданской войны и иностранной интервенции, прокладки Северного морского пути и последующего освоения Арктики, наконец, Великой Отечественной войны.
В 1915 г. Совет министров Российской империи разработал и принял Программу строительства ледокольного флота. Спустя год, в 1916 г., Главное управление кораблестроения и снабжений Морского министерства Российского императорского флота сделало заказ на постройку линейного ледокола на основе судна класса «Ермак», который получила крупнейшая судостроительная компания Англии Armstrong, Mitchell & Co, расположенная в британском городе Ньюкасле.
В результате 3 августа 1916 г. на воду был спущен ледокол под названием «Святогор», а уже в марте 1917 г. на нем был поднят Андреевский флаг. Ледокол стал вершиной судостроительных технологий того времени. «Святогор» мог с легкостью преодолевать льды толщиной до 2,5 м, превосходя своего предшественника по скорости, мощности машин и водоизмещению, став самым мощным на тот момент ледоколом в мире.
Свою трудовую биографию «Святогор» начал с участия в обороне Архангельска от англичан в августе 1918 г. Чтобы они не смогли войти в устье Северной Двины, его затопили. Однако это не помешало британцам захватить Архангельск, а «Святогор» подняли и в феврале 1920 г. переправили в Англию в качестве трофея. В декабре 1921 г. советское правительство выкупило ледокол у англичан за часть от общей цены в размере 75 тыс. фунтов (от общей контрактной стоимости 375 тыс. фунтов).
Возвращенный на родину, «Святогор» в 1923–1926 гг. обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая Ленинградский торговый порт, а зимой 1925–1926 гг. он вытащил из ледового плена около 30 пароходов, застрявших в Финском заливе. В 1927 г. его переименовали в «Красин» в честь советского партийного и государственного деятеля Л.Б. Красина, принимавшего участие в выкупе корабля у англичан в 1921 г.
Под этим именем ледокол принял участие в начавшемся в 1930-х гг. освоении Арктики. Он водил караваны, на нем плавали ученые, проводившие научные исследования.
В 1928 г. с его помощью были сняты с дрейфующей льдины оставшиеся в живых члены экспедиции итальянца Умберто Нобиле. А в 1934 г. «Красин» участвовал в спасении команды парохода «Челюскин».
Очередная страница истории ледокола началась в Великую Отечественную войну. В это время «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народно-хозяйственными и оборонными грузами в составе полярных конвоев.
26 апреля 1942 г. «Красин» в составе конвоя PQ-15 вышел из исландского порта Рейкьявик и был атакован немецкой авиацией. Членам его экипажа удалось сбить два самолета, однако само судно все равно серьезно пострадало.
После войны «Красин» по-прежнему работал на трассе Северного морского пути. Однако все чаще дававший о себе знать износ вынудил отправить его на капитальный ремонт в ГДР. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, на корме оборудовали вертолетную площадку.
После ремонта и до 1971 г. ледокол работал на Северном морском пути в составе Мурманского пароходства. В 1972 г. его переоборудовали в энергобазу и передали в Министерство геологии СССР для работы в Баренцевом и Гренландском морях.
В 1992 г. судно вывели из эксплуатации и передали Международному фонду Санкт-Петербурга как памятник истории. С 1996 г. ледокол пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, став музеем, который ежегодно посещают до 40 тыс. туристов.
Материал подготовлен по открытым источникам.
Фото на странице: krassin.rul
Фото на странице: Корабль. Источник: Andrew Neel on Unsplash
Фото на главной странице: modamix.net