Сегодня орнаменты используются не так часто, как в предыдущие века. Элементы орнамента перешли в современные принты на одежде, эмблемы брендов и в дизайн интерьера, однако постепенно он превращается, скорее, в нечто архаичное, древнее и привлекающее внимание ученых со всего света. Как появился орнамент? Какова его роль? К чему отнести орнамент – к искусству или ремеслу? Как считать смысл, заложенный в символах и как классифицировать их? Читайте в нашем материале.
Орнамент – древний образец художественной культуры. Первые узоры пришли к нам из первобытных времен: зигзаги были запечатлены еще в эпоху палеолита, а геометрические символы встречались со времен мезолита. В эпоху неолита появился спиральный орнамент. Считается, что в первобытные времена орнамент обладал культовой функцией: его рисовали на стенах пещер и первых предметах быта. Однако символы не украшали, а, скорее, выступали оберегами. Их часто изображали на скрытых, а не на видных частях изделия: днища чаш, оборотные стороны украшений. Геометрические символы предположительно имели устоявшиеся солярные значения: круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца, спираль – развитие и движение.
Со временем значение орнамента стало более явным. В эпоху древних греков и египтян его начали наносить на предметы быта: посуду, вазы, приборы. Орнамент приобрел декоративное значение. Это отразилось даже в языке, когда понятия декора и орнамента четко разделились. В Древнем Риме глагол «decorare» означал «украшать» в смысле возвеличивания и прославления, в то время как глагол «ornare», синоним декорирования, означал украшение на необходимых для защиты вещах, чаще всего мечах и щитах. Так римский легионер снабжался «ornamentum» – снаряжением, украшенным гравировкой, а императору во время торжества был необходим «decorum». Однако у латинского слова «ornare» есть и другие однокоренные слова, которые расширяют значение корня. Так, к примеру, «ornamentum» означает «космос», а «ordo» – «порядок». От бытовой функции украшать до сакрального значения мироустройства в понятии «орнамент» оказался всего один шаг.
Итак, от символического орнамент постепенно переходит к декоративному, сохраняя при этом культурно-историческое значение. Через орнамент в народном творчестве запечатлевалось, в первую очередь, фольклорно-поэтическое отношение к миру. Орнамент, как и другие продукты творческого процесса, создавался посредством определенных средств выразительности:
- Цвета;
- Фактуры;
- Ритма;
- Симметрии;
- Графической экспрессии;
- Гибкости линий.
Ведущей характеристикой орнаментов является понятие ритма. Многие искусствоведы не раз отмечали, что музыкальный ритм отразился во многих статичных видах искусства. В случае с орнаментом ритм поддерживается повтором элементов и четкой симметрией их расположения. В ритме орнаментов слилось множество значений: биологические и природные циклы, мифотворчество и позже религиозные представления об устройстве мира. Удивительным свойством орнамента также является обратимость изображения. Так пустое пространство может образовать узор наряду с изогнутыми линиями.
Ученые спорили о том, нужно ли трактовать орнаменты. С одной стороны, это может быть бессмысленным и практически невозможным, так как каждый орнамент – это процесс творчества отдельного человека. Встречались примеры, когда одно и то же изображение среди представителей одного этноса трактовалось совершенно по-разному.
Как вы видите, в понимании людей одной культуры изображение означало и радугу, и стрелы, и цветы. Как же ученым других культур расшифровать эти символы? Однако многие ученые придерживаются мнения, что любой орнамент – это знаковая система. Знак, в свою очередь, связывает означаемое понятие с означающим материалом и позволяет считать заложенный смысл. Таким образом, он становится носителем информации о внешнем мире, которую наши предки зашифровали в узорах.
Ученые классифицируют знаки в орнаментах:
- Геометрические символы (круг, крест, квадрат, меандр, свастика и другие);
- Зооморфные символы – животные отождествляются с основными чертами их поведения (орел, павлин, змея, петух и другие);
- Растительные символы (чаще всего означают мотив древа жизни, где крона – небесный мотив, ствол – земной, а корни – подземное царство);
- Антропоморфные символы (мотив Богини-матери и птицы сирин);
- Религиозные символы (разнятся от культуры к культуре).
Это деление напрямую связано с историческим и культурным развитием, которое происходило с людьми из века в век. От простых геометрических символов человек перешел к теме охоты и животных, затем – к земледелию и культивированию растений, последующие антропоморфные символы свидетельствуют о процессе самоидентификации человека, и наконец, религиозные знаки как вершина размышления о мироустройстве и собственной роли в жизни.
Со временем выделили также технический орнамент. Это рисунок, имеющий связь с техниками плетения и ткачества. Он, как и другие орнаменты, отражает культуру определенного этноса и эпохи. Несмотря на то, что некоторые символы могут быть использованы во многих культурах сразу: геометрические фигуры, солярные знаки, колесо, – в орнаменте есть черты, определяющие национальные художественные традиции. Так например, схожие на первый взгляд культуры русского, белорусского и украинского народов отличаются. Русский орнамент изобилует символами плодородия, белорусский – геометричными символами, а украинский – многообразием символов и цветов, которые варьируются от региона к региону.
Сегодня ряд ученых признает орнамент как самостоятельные элементы в искусстве, так как один и тот же орнамент может кочевать с одной вещи на другую, из одного материала в другой. Конечно, с годами орнамент превратился в часть культурного наследия, а его перевоплощение развивается не так активно. Однако мотивы народных узоров и орнаментов часто становятся актуальными во время Олимпийских игр, Евровидения и Чемпионатов мира, когда необходимо воссоздать культурный и исторический образ страны.
Источники:
Палагута И.В. Орнамент как особый вид искусства
Гилевич Е.В. Традиционный орнамент в современном мире
Буткевич Л.М. «История орнамента» — Владос, 2008. — 272 с.;
Литература по теме:
Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту. — М.: Наука, 1968;
Лазутина Т.В. Символизация языка орнамента: зооморфный орнамент как символ культуры;
Привалова В.М. Антропологический код и полимодальность орнамента
Привалова В.М. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрической орнаменте)
Фото на странице и на главной странице сайта: macrovector / Фотобанк Freepik