Две команды физиков использовали данные с ошибочно запущенных спутников, чтобы подвергнуть теорию гравитации Альберта Эйнштейна - общую теорию относительности – неожиданной проверке, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Physical Review Letters.

Оппортунистический эксперимент с беспрецедентной точностью подтверждает ключевое положение теории - время рядом с таким массивным телом, как Земля, течет медленнее, чем вдали от него.

Как объяснял Эйнштейн, гравитация возникает потому, что массивные тела деформируют пространство-время. Свободно падающие объекты следуют по самым прямым возможным путям в этом искривленном пространстве-времени, которое для нас представляется в виде параболической дуги брошенного шара или круговой (эллиптической) орбиты спутника. В рамках этой деформации время должно идти медленнее возле массивного тела, чем вдали от него. Этот причудливый эффект был впервые подтвержден с низкой точностью в 1959 году в эксперименте на Земле и в 1976 году в рамках миссии Gravity Probe A– это был двухчасовой эксперимент, созданный с помощью ракеты, в котором сравнивался ход атомных часов на ракете с ходом других часов на Земле.

В 2014 году ученые получили еще один шанс проверить этот эффект, когда два из 26 спутников, находящихся в настоящее время в глобальной навигационной системе Galileo в Европе, были случайно выведены на эллиптические орбиты вместо круговых. Теперь спутники поднимаются и опускаются на 8500 километров каждые 13 часов, что должно привести к ускорению и замедлению времени на них примерно на одну 10-миллиардную часть на каждой орбите. Теперь две группы физиков отследили изменения и показали, что они соответствуют положениям общей теории относительности. Точность полученных данных в пять раз выше, чем в предыдущий раз. Это неплохо, учитывая, что спутники не были предназначены для эксперимента. Однако другой эксперимент, который будет запущен на космической станции в 2020 году для поиска аналогичных отклонений, продемонстрирует еще более точные данные.

[Фото: sciencemag.org]