Учёные из Калифорнийского университета в Беркли предположили, что между существованием океанов в ранней истории Марса и возникновением крупнейшего вулканического региона в Солнечной системе — Тарсиса — есть связь. Главный автор опубликованной об этом работы профессор Майкл Манга утверждает, что жидкая вода на планете могла сохраняться благодаря парниковому эффекту от вулканических газов, а извержения породили каналы, по которым подземные воды попала на поверхность и заполнила Северную равнину — место, где на Марсе в древности предположительно был океан.

Те, кто считает, что на Марсе никогда не было океанов, часто приводят следующий довод: оценки размеров древних океанов не совпадают с оценками того, сколько воды могло сохраниться в вечной мерзлоте под поверхностью планеты и сколько могло испариться в космос; при этом ледяные шапки на полюсах не содержат достаточно воды. Однако в новом исследовании предполагается, что марсианские океаны появились ещё до или во время формирования Тарсиса. Так как он был тогда меньше, поверхность планеты была меньше деформирована от вулканической активности в регионе, что означает, что моря были более мелкими и содержали где-то в 2 раза меньше воды, чем по предыдущим оценкам.

В предложенной модели также оспаривается ещё один аргумент против существования марсианских океанов, состоящий в том, что предположительные береговые линии на Марсе сильно различаются по высоте (иногда до километра), а они должны быть ровными, как на Земле. Согласно новой гипотезе, океаны на планете появились ещё до того, как закончил формироваться Тарсис, и их береговые линии впоследствии были деформированы.

Больше ясности в этот вопрос может внести следующий посадочный модуль NASA, который будет запущен на планету в мае 2018 года в рамках миссии InSight («Исследование строения Марса на основе данных сейсмографии, геодезии и терморазведки»). Он разместит на поверхности Марса сейсмограф для изучения тектонической активности планеты. Также с помощью этого модуля учёные рассчитывают найти остатки древнего океана в виде льда или даже жидкую воду.

[Иллюстрация: Robert Citron / UC Berkeley]