Исследователи из Института передовых наук и технологий им. Бекмана при Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне определили, что общение с подругами снижает уровень гормона стресса у женщин на протяжении всей жизни, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Women and Aging.
Наша склонность к социализации сохраняется на протяжении всей жизни и одинаково заметна в жизни подростков и взрослых. Недавнее исследование выявило ключевые различия в способах общения разных возрастных групп, а также один компонент разговора, который выдерживает испытание временем: дружба. В частности, связи между людьми, которые идентифицируют себя как женщины.
Междисциплинарная группа под руководством бывших исследователей Института Бекмана Мишель Родригес и Си Он Юн оценила, как возраст собеседников и их знакомство друг с другом влияет на беседу, проанализировав общую эффективность взаимодействия и возникшие в результате реакции на стресс.
В основе этого исследования, ориентированного на женщин, лежат две гипотезы. Во-первых, гипотеза о дружбе, которая бросает вызов традиционно мужской дихотомии «сражайся или беги».
«Женщины выработали альтернативный механизм реакции на стресс, - сказала Родригес, которая в настоящее время является доцентом кафедры социальных и культурных наук Университета Маркетта. - Чтобы справиться со стрессом, женщины могут подружиться со своими сверстницами».
Команда также проверила гипотезу социально-эмоциональной избирательности, которая постулирует социальную «обрезку» по мере того, как люди становятся старше и ищут более близких, более качественных кругов друзей.
Введение возраста в качестве переменной является новым в данной области и является результатом междисциплинарного сотрудничества Бекмана.
«Я работала с несколькими разными группами по нескольким различным дисциплинам, исходя из перспективы изучения дружбы, но ранее проводила исследования на девочках-подростках, но не на пожилых женщинах», - сказала Родригес.
Она объединила усилия с Си Он Юн, которая изучала когнитивные механизмы естественного разговора на протяжении всей жизни, включая здоровых молодых и пожилых людей.
«Моя исследовательская программа была сосредоточена на языковых показателях в социальных взаимодействиях, и я была рад работать с доктором Родригес над разработкой интегративного подхода, включающего как языковую обработку, так и физиологические показатели для изучения социальных взаимодействий», - сказала Юн.
Междисциплинарная команда объединила обе теории в один вопрос: как в их общении отражаются тенденции «заботиться и дружить», а также социальный отбор в зависимости от продолжительности жизни женщин?
Они протестировали пул из 32 женщин: 16 «пожилых людей» в возрасте 62-79 лет и 16 «молодых людей» в возрасте 18-25 лет. Каждый участник был либо в паре с другом («знакомый» собеседник), либо с незнакомцем («незнакомый»).
Партнерства подверглись серии разговоров, в которых участница проинструктировала своего партнера расположить набор танграм (головоломку) в порядке, который мог видеть только первый. Уловка? Каждая форма была абстрактной, их внешность трудно описать целенаправленно.
«Вы можете посмотреть на один [танграм] и сказать: «Это похоже на собаку». Или вы можете сказать: «Это похоже на треугольник со знаком остановки и велосипедным колесом», - сказала Родригес.
Это упражнение помогло количественно оценить эффективность каждого разговора: партнеры, которые достигли желаемого расположения танграма с помощью меньшего количества слов, считались более эффективными, а пары, которым требовалось больше слов для выполнения задачи, считались менее эффективными.
Исследователи обнаружили, что, хотя молодые взрослые пары более эффективно общались со знакомыми партнерами, чем их старшие коллеги, они общались менее эффективно с незнакомыми партнерами; в свою очередь, пожилые люди демонстрировали ловкость в разговоре, быстро озвучивая абстрактные танграмы как друзьям, так и незнакомцам.
«Подобная задача ссылочной коммуникации требует, чтобы вы видели, как мыслит другой человек. Похоже, что молодые люди менее решительны в этом понимании, в то время как пожилым людям легче делать достигать понимания с незнакомцами», - сказала Родригес.
Это не было предсказано на основе гипотезы социально-эмоциональной избирательности, которая предполагала корреляцию между возрастом и социальной изоляцией.
«Несмотря на то, что пожилые люди предпочитают проводить больше времени с людьми, которые для них важны, ясно, что у них есть социальные навыки, чтобы взаимодействовать с незнакомыми людьми, если и когда они захотят», - сказал Родригес.
Команда Родригес также измерила кортизол в слюне, чтобы количественно оценить и сравнить уровни стресса участников на протяжении всего процесса тестирования.
«Когда вы испытываете что-то стрессовое, если у вас есть система реакции на стресс, которая работает должным образом, результатом является повышенное количество кортизола - нашего основного гормона стресса, который затем заставляет наш организм выделять глюкозу в кровоток, - сказала она. - Это отражается в нашей слюне примерно через 15-20 минут после того, как мы это ощущаем. Если мы видим повышение уровня кортизола в слюне по сравнению с исходным уровнем человека, это указывает на то, что он находится в большем стрессе, чем во время предыдущих измерений».
В обеих возрастных группах у тех, кто работает со знакомыми партнерами, уровень кортизола постоянно ниже, чем у тех, кто работает с незнакомыми партнерами.
«Многие исследования гипотезы «ищи и дружи» сосредоточены только
на молодых женщинах, поэтому здорово иметь эти результаты,
которые продлевают это до конца жизни. Мы видим, что дружба
оказывает такой же эффект на протяжении всей жизни. «Знакомые
партнеры и дружба смягчают стресс, и это сохраняется с
возрастом», - сказала Родригес.
[Фото: eurekalert.org]