Команда антропологов из США разработала новый метод для исследования древних костей, который не повреждает материал. С его помощью ученые легко и быстро могут определить, сколько коллагена сохранилось в ископаемых образцах, сообщает пресс-служба Колорадского университета в Боулдере. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.

Коллаген – белок, который входит в состав всех соединительных тканей позвоночных животных. Этот белок – сокровище для палеонтологов, он может раскрыть огромное количество информации о человеческих останках – от того, как давно человек умер, до того, чем он питался. Однако коллаген не так просто обнаружить в древних костях: белок разрушается. И бывают случаи, когда образцы сильно повреждаются во время анализа, который может даже не принести значимых результатов.

Ученые из Колорадского университета в Боулдере предлагают альтернативное решение. А именно – использовать ближнюю инфракрасную спектроскопию для скрининга образцов костей. По словам ученых, процесс удивительно прост. Прибор, который работает с помощью ручного зонда, сканирует образцы кости, а затем – в течение нескольких секунд – высчитывает, сколько коллагена находится внутри.

Чтобы убедиться, что их метод работает точно, исследователи проверили свой инструмент на более чем 50 образцах измельченной кости, для которых концентрации коллагена уже были известны. Тесты правильно предсказали приблизительное содержание коллагена в каждом из этих образцов. Также метод проверили на 44 цельных костях.

Спектрометр небольшой – размером с портфель, поэтому ученые могут взять его с собой для работы в полевых условиях. Однажды новый инструмент также позволит исследователям обнаружить в костях что-то еще более ценное, чем коллаген: например, древнюю ДНК.

[Фото: Christina Ryder; Sponheimer lab / University of Colorado Boulder]